ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
срастались и чернели, и с утра еще собиралась гроза.— Но после полудня тучи стали разбираться по краям, солнце вы плыло на чистое небо, и только на одном краю погромыхи вало, и по тяжелой туче, стоявшей над горизонтом и сливав шейся с пылью на полях, изредка до земли прорезались блед ные зигзаги молнии... По видневшейся местами дороге за с а дом, не прерываясь, то медленно тянулись высокие скрипя щие воза с снопами, то быстро, навстречу им, постукивали пустые телеги, дрожали ноги и развевались рубахи... Впереди, на пыльном поле, тоже двигались телеги, и те же виднелись жедтые снопы, и так же звуки телег, голосов и песен доноси лись сзади... Со всех сторон в этой пыли и зное, на горячем солнце, говорил, шумел и двигался трудовой народ» (5, 81—82). К вечеру, когда солнце стало садиться за макушками д е ревьев, а тучи, собиравшиеся к дождю, разошлись, на гумне из-за деревьев стали видны результаты дневного труда — скирды, с которых сходили мужики. После рабочего дня «ба бы с граблями на плечах и свяслами на кушаках с громкою песнью прошли домой»... (5, 82). Ничего необычного в этой картине нет, она проста, но в то же время поэтична и в высшей степени жизнерадостна. Говор, шум, песни, беспрерывное движение людей по полю во время уборки — это великий праздник для занятого трудом челове ка. Конечно, героиня «Семейного счастия» далека от такого понимания жизни. Но за этим описанием нетрудно угадать с а мого автора с его идеалом единения мира в общем дружном труде. Однако восприятие крестьянского труда сквозь призму не трудового человека было несвойственно Толстому. Вскоре пи сатель формулирует свою творческую задачу, исходя из иных принципов: смотреть на изображаемое «с точки зрения мужи ка». С «мужицких» позиций изображена жизнь трудовой д е ревни в произведениях, над которыми автор работал в конце 50-х. начале 60-х годов. В этот период наблюдается повышен ный интерес Толстого к быту и трудовой деятельности кре стьян. Разные стороны жизни крепостного крестьянства, особен но труд, нашли художественное отражение в таких произведе ниях, как «Отъезжее поле», «Идиллия», «Тихон и Меланья», «Отрывки из деревенской жизни». Многие из названных про изведений не закончены, а представляют собой лишь фрагмен ты. Но несмотря на незавершенность, в них содержится цен- 21 V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=