ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
зультатам присоединения. На месте их «регулируемое» худо жественное мышление ставило бы другие, привычные, обжи тые в рядах речевых штампов. Например, когда Толстой употребляет «экспериментальные» речевые формулы: «крот кая скука» (1, 248), «изящная, презрительная скука» (1, 272),— определения в них сразу же звучат диссонансом обычным представлениям о скуке (не кроткой, а невыноси мой, не изящной, а нудной, тягостной). Таковы же другие оригинальные определения: взбудораженные сальные волосы (денщика Никиты — 2, 134), пасмурное ворчание бухты (2, 189), суетливые крики (2, 224), зяб ли ва я мрачная ночь (2, 226), росистый свежий крик перепелов («Люцерн», 3, 9). Отметим, кстати, что от таких усложненных определительных конструкций, как последняя из приведенных, Толстой в д ал ь нейшем отказался, видя в них немотивированное «украша тельство». * * * Изложим достаточно закономерные, как нам кажется, вы воды: 1. Уже в пору своего активного ученичества Л. Н. Тол стой в большинстве случаев достигал успешного осуществле ния своей идейно-художественной задачи. 2. Не отказываясь от усвоенного и «выпевающегося из души» (выражение самого писателя), он стремится сделать серьезную заявку на оригинальную художественную си стему. 3. Создавая речевые формулы с яркими определительны ми деталями, начинающий художник сообразуется с требо ваниями правды, реалистического колорита, естественного течения сюжета, воспроизводимой ситуации, не отказываясь п от поэтических обобщений. 4. Творческое формирующее начало в этой строго контро лируемой работе — создание новых конструкций, развитие и трансформация «увядших» речевых штампов, формул, све жее восприятие и настойчивое испробование различных се мантических оттенков слова. 5. Если не все варианты образных единств оказывались в равной мере удачными и перспективными, Толстой в д а л ь нейшем решительно избавлялся от них. 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=