ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

в) оригинальные. К первым относим определения, с которыми образуются народно-поэтические формулы и столь же устойчивые штам мы разговорной речи. Писатель до конца своей жизни при­ знавал их незаменимым опорным материалом повествования, о чем высказывался неоднократно8. См. в трилогии: зеленая трава (много ра з), серая туча (тоже), мохнатая Жучка, куд рявые ветви, высокая рожь, русые кудри, синее небо (неод­ нократно), чистое поле, резное тесовое крылечко, ясная л а ­ зурь, синее море и т. д. Вторую группу шире всего представляет поэтическая сим­ волика сентиментализма с ее излюбленными определениями. Исследователями подчеркивалось влияние на раннего Тол­ стого сентиментального стиля с его течениями и ж а н р а м и 9. Мами в свое время было кратко прослежено использование автором трилогии устойчивых формул душевного склада ге­ роев, речевых штампов — символизированных словосочета­ ний. Был определен источник восприимчивости юного Тол­ стого к художественному наследству сентиментализма |0. Здесь мы приведем примеры абстрактно-метафорических формул сентиментального стиля из кавказских рассказов Л. Н. Толстого. Ср.: таинственная прелесть (2, 18), величест­ венное зрелище (2, 23), страшная картина (2, 26), печальное зрелище (2, 28), нежное участие, печальная улыбка (2, 29), высокие поэтические порывы (2, 35), несчастная любовь (2, 45), нестерпимые страдания (2, 50). Рассмотрим определения оригинальные. Мы во многом к а ­ сались творческой практики Толстого по формированию не­ обычных, свежих речевых формул, когда речь шла о процес­ сах метафоризации и художественной метонимизации. Под ав ­ ляющее большинство отмеченных определений этих типов действительно оригинально. Здесь же мы хотим выявить не степень и силу использо­ вания метафорических значений, а оригинальность «сложе­ ния». Определения «экспериментальные» во многом пред­ ставляют «художественную физиономию автора» (выражение Белинского), специфику его слога. Поиски единственно нуж ­ ного слова у мастера сочетаются с поисками единственно верных и многообещающих соединений слов. И Толстой уже в раннюю пору стремится не только к оживлению стершихся формул, трансформации речевых штампов, но и к необычным расцветкам художественного текста. Приведем определения, необычные по принципам и ре 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=