ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

понентов в оригинальных сложных прилагательных: самодо­ вольно-кроткое расположение духа (1, 203), самоуверенно­ скромные приемы (2, 75). Отметим, что контрастно-антонимические определения составляют силу Толстого и проходят сквозь его произведе­ ния всех периодов. Определения смещенно-метонимические вызываются не художественным уподоблением, а особым опосредствованием. Известны примеры простейших метонимий с переносом н а ­ звания по смежности. В данном случае явление сложнее. Заимствованный признак наполняется смыслом, не свойст­ венным слову в обычном употреблении. Ср. фризовая спина Василья (1, 109). Линии опосредствований: фризовая ши­ н е л ь— спина, обтянутая фризовой шинелью— фризовая спи­ на. Создается колорит важности, щегольства Василия в новой должности и новой одежде. См. также другие примеры: уче­ ные пуговицы (пуговицы ученого человека — 1, 132), тр ау р ­ ные посетители (посетители в траурной о д еж д е— 1, 165), уединенные мечты (синонимы — тайные, задушевные — 1, 177), полосатая нога (извозчика в полосатых брюках — создает колорит интимных, домашних отношений— 1, 194), беззубые губы (беззубый рот — синоним — з а п а вш и е— 1, 194), шумная комната (1, 202), подвязанный гимназист (с подвя­ занной щекой — 1, 204), босые шаги (шаги босых ног — 1, 277), логическая женщина (линии смещений: логический ум — женщина с логическим ум ом— логическая женщина; переносное употребление привносит оттенок почтительности, подобострастия— 1, 303), мрачные записки (2, 13), яростная фигура (юнкера Вланга — несколькими строками выше «яро стное лицо Вланга» — 2, 224). Эти любопытные смещения значений определяются специ­ фикой наблюдений героя, а т акже особой эллиптической м а ­ нерой художественных обобщений, что подтверждалось ком ­ ментариями. * # * Оценивая соотнесенность художественных формул Тол­ стого с образно-поэтическим наследием и личными творче­ скими достижениями, с традицией и новаторством, выделяем такие разряды определений: а) постоянные фразеологизированные, б) литературно-традиционные, 205

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=