ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ный, пышный, равномерно, как звук, возраставший блеск пруда (1, 278). Нами выделено также 12 «четырехзвенных» определений, но они в основном однотипны и не нуждаются в коммента­ риях. Приведем три примера «наполненных» многоступенчатых характеристик с пятью и более определениями. Они относят­ ся к совершенно различным типам: воображаемой красавице (Сонечке Валахиной), светскому кавалеру Дубкову и солда­ ту Веленчуку. 1. «...воображал ее почему-то чрезвычайно высокой, с пре­ красной талией, серьезной и важной, но необыкновенно при­ влекательной» (1, 225). Отметим сложность и единство вое-, приятий, многогранность художнического видения: в этой х а ­ рактеристике зрительно-объемные ощущения сливаются с ин­ теллектуальными и эстетическими оценками. 2. «Дубков был маленький жилистый брюнет, уже не пер­ вой молодости и немного коротконожка, но недурен собой и весьма весел» (1, 167). Отметим здесь разнообразие синтак­ сических средств: в определительном ряду сочетаются согла­ сованные определения (прилагательные), несогласованное определение фразеологического типа в сочинительной связи с распространенным приложением, два определения — краткие прилагательные. 3. «Он был... хотя невидный и не слишком ловкий солдат, но простодушный, добрый, чрезвычайно усердный, хотя боль­ шей частью некстати, и чрезвычайно честный» (2, 35). Перед нами еще более сложное построение: предложение с уступи- тельно-игнорируемым противопоставлением (союзным), ше­ стью определениями — прилагательными, тремя обстоятель­ ствами и уступительно-вставочным оборотом. Создается ко­ лорит сложной реалистической характеристики, с мотивиро­ ванными противоречиями и выражением авторского отно­ шения. Коснемся вопросов жанровой, композиционной и худо­ жественно-ситуационной проблемы выбора тех или иных оп­ ределений. Можно ли здесь говорить о предпочтительности или равноправии, обусловленности или случайности, целеуст­ ремленности или свободе выбора? Очень трудно, ибо одиноч­ ные определения так же верно служат замыслу художника, как и многосоставные. И все же представляется возможным выделить условия, определяемые жанром, идейно-художест­ 201

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=