ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

В текстах «Севастопольских рассказов» нами обнаружено всего 8 образных групп с парными определениями, запечат­ левшими колорит моря (бухт, морской зыби). Но как разно ­ образны здесь сочетания красок, звуков, объемно-простран­ ственных ощущений и оценочных характеристик! Ср.: далекий неумолкаемый гул моря (2, 110), ровная широкая зыбь (2, 124), далекое синее море (2, 126), шумящее темное море (2, 160), бесконечно-ровная черная линия (моря — 2, 190), в е ­ селый и теплый блеск бухты, маленькие ла зуревы е бухточки, ярко-синее, играющее на солнце море — 2, 220). III. Трехчленных и еще более сложных, многоступенчатых определений в ранних произведениях Толстого меньше, чем одиночных и парных. В то же время эти «гроздья» признаков обладают большими структурно-семантическими возможно­ стями. В них формируется, отливается многосторонняя моти­ вированная характеристика лица или предмета. Эти детали ­ зированные описания у Толстого впитывают в себя колорит­ ные реалистические мазки, различные поэтические обобще­ ния, моральные и эстетические оценки. Те же явления разнотипной союзной спайки, обстоятельст­ венного усиления, причем шире и свободнее, проявляются в таких «многослойных» определениях. К этим «стимуляторам» сложных характеристик подключаются новые: несогласован­ ные определения, причастные обороты сильной определитель­ ной концентрации, сравнительные обороты, определительные придаточные предложения. Приведем примеры трехчленных определений «чистого» и осложненного характера. Ср.: живая, веселая, улыбающаяся ( м а м а н— 1, 87), красивый, праздничный, гордый Севасто­ поль (2, 220), измученный, голодный, вшивый солдат (2, 199), руки красивые, чистые и пухлые (2, 196), качающаяся, ничем не покрытая обстриженная голова (1, 109), усы очень густые, но не широкие и обкусанные (2. 169), ковры уродливые, но новые и, вероятно, дорогие (2, 185), красивая, немного мрач ­ ная и всегда невозмутимо спокойная физиономия (2, 72), вы­ сокая стройная женщина лет сорока (1, 241); с экспрессив­ ным повтором: страдальческое бледное-бледное и нежное ли ­ цо (2, 115); с причастными оборотами большой обобщающей силы: чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащие в глубине души каждого (2, 123); со сравнением: глянцевитые, как косточки, круглые, еще серые яблоки (1, 275); с причастным оборотом, усиленным сравнением: спокой­ 200

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=