ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

в производительном труде, непонятны и чужды такие пороки, как бездействие, желчность, эгоизм, низкий страх перед при­ ближающейся смертью, тщеславие, хвастовство. Эти пороки порождаются роскошью и праздностью. Человеку труда при­ сущи уверенность в своих силах, душевное спокойствие, трез­ вый взгляд на жизнь, мужество, храбрость и т. д. Высокие моральные качества простого народа Толстой с величайшей силой и убедительностью показал в произведениях, написан­ ных уже в 50-е годы. Трудовое крестьянство было той животворной и великой нравственной силой, к которой стремились лучшие представи­ тели дворянского класса, положительные толстовские герои, начиная от Николеньки Иртеньева и кончая героем романа «Воскресение» Нехлюдовым. Так, уже в «Детстве» в главе «Охота» автор подчеркивает, что взору Николеньки предста­ вились крестьяне, убирающие рожь. Необозримое желтое по­ ле, замыкавшееся высоким синеющим лесом, было покрыто копнами и народом. «В высокой, густой ржи виднелись кой- где на выжатой полосе согнутая спина жницы, взмах колось­ ев, когда она перекладывала их между пальцев, женщина в тени, нагнувшаяся над люлькой, и разбросанные снопы по усеянному васильками жнивью. В другой стороне мужики в одних рубахах, стоя на телегах, накладывали копны и пыли­ ли по сухому раскаленному полю» (1, 23). Правда, уборка урожая дается здесь через восприятие ре­ бенка, которого больше всего привлекали синяя даль леса, бе­ ло-лиловые облака и белые паутинй. Восприятие труда кре­ стьян Николенькой носит чисто созерцательный характер, его в этой картине интересует внешняя, эстетическая сторона. Тем не менее здесь явно сказывается тяготение автора к теме кре­ стьянского труда. В «Семейном счастии» автор более пространно изображает самый процесс крестьянского труда. Описанием уборки уро­ жа я — светлого и радостного дня в жизни трудового челове­ ка — начинается третья глава романа. Картина эта дается че­ рез восприятие героини. У Маши, которая гораздо старше Николеньки по возрасту, эстетическое восприятие природы отчетливо сочетается с хо­ зяйственным отношением к ней. Она видит гораздо больше, чем ребенок: «Один день, во время уборки хлеба, мы с К а ­ тей и Соней после обеда пошли в сад на нашу любимую ск а ­ мейку— в тени лип под оврагом, за которым открывался вид леса и поля... День был жаркий, безветренный, парило, тучи 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=