ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

вая яркий колорит ассоциаций, контрастов, мотивированных противоречий. Вот некоторые примеры (их очень много): мо­ лоденькие и хорошенькие дамы, важные и порядочные люди (1, 56), мрачен и сердит (П. В. Епифанов), игрив и весел (па п а — 1, 283), однообразная, но красивая улыбка ( 1 ,3 1 1 ) , строгий, но сдержанный голос (1, 18), тихий, но твердый го­ лос (1, 324), заспанные, но сердитые глаза (1, 3), не столько повелительный, сколько нежный голос (1, 146), смутное, хотя и приятное воспоминание (1, 195) и т. д. Так же охотно и настойчиво, как и при обогащении оди­ ночных определений, Толстой оснащает парные сочетания точными и колоритными обстоятельствами, часто неожидан ными: давно желанный и пунктуальный Фока (1, 18), без­ жалостный и слишком усердный Василий (1, 102), крошеч­ ный, чисто одетый мальчик (1, 225), всегда напомаженный, завитой (конторщик — 1, 280), бойкий, необыкновенно умный Зухин (1, 315), самый простой, нисколько не патетический го­ лос (1, 117), умная, слегка насмешливая улыбка (1, 205), светлая, добродушно веселая улыбка (1, 226), достойное и несколько строгое лицо (1, 186), впалые, посинелые вни зу глаза (1, 66), слишком знакомая, неуклюжая фигура (1, 132), совершенно седая, коротко обстриженная голова (1, 234), гу­ бы слишком тонкие, немного строгие (1, 242), необыкновен­ но видные, мускулистые ноги (1, 61), давно сдержанная з а ­ душевная мысль (1, 112) и т. д. Отметим свойственное писателю уже в первых его произ­ ведениях разностороннее художническое восприятие и, как следствие, большую семантическую наполненность парных определений. Возьмем для иллюстрации характеристику глаз. Автор сливает в целостном восприятии цвет и размер (маленькие серые г л а з а— 1, 54, 167, 178; огромные черные г л а з а— 1, 241; большие голубые г л а з а— 1, 284), цвет и осо­ бый колорит (голубые полузакрытые глаза — 1, 6; глаза к а ­ рие, очень о ткрытые— 1, 242; глубокие черные г л а з а— 1, 315), цвет и этическую или эстетическую оценку (серо-зеле­ ные неприятные г л а з к и— 1, 51; темно-голубые прекрасные глаза — 1, 59; добрые голубые г л а з а— 1, 128)^ объемно-пла­ стическую деталь и оценку (прелестные выпуклые глаза — 1, 226), различные колоритные особенности (впалые влажные г л а з а— 1, 92; мрачные блестящие глаза — 1, 321) и т. д. Лю ­ бопытно, что в трилогии парные определения этой группы совпадают лишь два раза (большие голубые глаза у С. И. Нехлюдовой и А. В. Епифановой). 199

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=