ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
вая яркий колорит ассоциаций, контрастов, мотивированных противоречий. Вот некоторые примеры (их очень много): мо лоденькие и хорошенькие дамы, важные и порядочные люди (1, 56), мрачен и сердит (П. В. Епифанов), игрив и весел (па п а — 1, 283), однообразная, но красивая улыбка ( 1 ,3 1 1 ) , строгий, но сдержанный голос (1, 18), тихий, но твердый го лос (1, 324), заспанные, но сердитые глаза (1, 3), не столько повелительный, сколько нежный голос (1, 146), смутное, хотя и приятное воспоминание (1, 195) и т. д. Так же охотно и настойчиво, как и при обогащении оди ночных определений, Толстой оснащает парные сочетания точными и колоритными обстоятельствами, часто неожидан ными: давно желанный и пунктуальный Фока (1, 18), без жалостный и слишком усердный Василий (1, 102), крошеч ный, чисто одетый мальчик (1, 225), всегда напомаженный, завитой (конторщик — 1, 280), бойкий, необыкновенно умный Зухин (1, 315), самый простой, нисколько не патетический го лос (1, 117), умная, слегка насмешливая улыбка (1, 205), светлая, добродушно веселая улыбка (1, 226), достойное и несколько строгое лицо (1, 186), впалые, посинелые вни зу глаза (1, 66), слишком знакомая, неуклюжая фигура (1, 132), совершенно седая, коротко обстриженная голова (1, 234), гу бы слишком тонкие, немного строгие (1, 242), необыкновен но видные, мускулистые ноги (1, 61), давно сдержанная з а душевная мысль (1, 112) и т. д. Отметим свойственное писателю уже в первых его произ ведениях разностороннее художническое восприятие и, как следствие, большую семантическую наполненность парных определений. Возьмем для иллюстрации характеристику глаз. Автор сливает в целостном восприятии цвет и размер (маленькие серые г л а з а— 1, 54, 167, 178; огромные черные г л а з а— 1, 241; большие голубые г л а з а— 1, 284), цвет и осо бый колорит (голубые полузакрытые глаза — 1, 6; глаза к а рие, очень о ткрытые— 1, 242; глубокие черные г л а з а— 1, 315), цвет и этическую или эстетическую оценку (серо-зеле ные неприятные г л а з к и— 1, 51; темно-голубые прекрасные глаза — 1, 59; добрые голубые г л а з а— 1, 128)^ объемно-пла стическую деталь и оценку (прелестные выпуклые глаза — 1, 226), различные колоритные особенности (впалые влажные г л а з а— 1, 92; мрачные блестящие глаза — 1, 321) и т. д. Лю бопытно, что в трилогии парные определения этой группы совпадают лишь два раза (большие голубые глаза у С. И. Нехлюдовой и А. В. Епифановой). 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=