ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
розовые рубашки его товарищей (1, 314) Толстой противопо ставляет двадцатирублевому сукну на своем сюртуке и го л ландской рубашке (1, 316). Эти непоэтические приметы т а к же становятся колоритными оценочными деталями. Розовое автор осознает как простонародное, вульгарное, а го л ла н д ское — как светское, комильфотное, несущее печать достоин ства и культуры. То же можно сказать и о других определе ниях. В этом случае эстетическая оценка сливается с социаль ной, идеологической. Толстой пишет: «Я долго, не засыпая, колебался, с одной стороны, между уважением к ним, к ко торому располагали меня их знания, простота, честность и поэзия молодости и удальства, с другой стороны — между отталкивающей меня их непорядочной внешностью» (1, 316). В этой откровенной исповеди, как и в приведенных художе ственных штрихах, ярко выразился просыпающийся интерес юного Толстого к демократическим «низам» общества при со хранении над ним власти кастовой дворянской среды. II. Обычными для двухчленных определений в творческой практике раннего Толстого оказываются сочетания двух при лагательных. Ср.: молодой бойкий официант (1, 37), видный молодой парень (1, 40), смуглый курчавый мальчик (1, 59), нечесаная, заплаканная Мими (1, 84), человек гордый, само довольный (1, 150), молчаливое третье лицо (о с е б е— 1, 169), грустная, очаровательная улыбка (1, 45), красное сердитое лицо (1, 8), темно-голубые прекрасные глаза (1, 59), черная большая рука (1, 321), мелкие, скорые шажки (1, 263), сби тая жилистая фигура (1, 321), щетинистые короткие волоса (1, 315), вздернутый твердый носик (1, 59), кривые безмус- кульные ноги (1, 109), прекрасные продолговатые пальны (1, 242), причудливые, изящные тени (2, 9), могучее прекрас ное светило (2, 160), густое, неподвижное облако (2, 169), последние розовые лучи (2, 29), прозрачный золотистый свет (2, 9) и т. д. Ср. т акже сочетания с причастиями: толстая, запыхавшаяся Софья Ивановна (1, 245), бледный, изнурен ный (Зухин — 1, 319), опухшее бессмысленное лицо (1, 109), гневное, раскрасневшееся лицо (1, 120), тихий, дрожащий го лос (1, 76), отвратительный торжествующий голос (1, 141), большие удивленные глаза (сделала — 1, 163), веселые, л а с кающиеся глаза (1, 260), плешивая вспотевшая голова (1, 26) и т. д. Часто парные определения вступают в разнотипные сочи нительные связи (соединительные, противительные, сопоста вительные), а также сопоставительно-уступительные, созда 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=