ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

розовые рубашки его товарищей (1, 314) Толстой противопо­ ставляет двадцатирублевому сукну на своем сюртуке и го л ­ ландской рубашке (1, 316). Эти непоэтические приметы т а к ­ же становятся колоритными оценочными деталями. Розовое автор осознает как простонародное, вульгарное, а го л ла н д ­ ское — как светское, комильфотное, несущее печать достоин­ ства и культуры. То же можно сказать и о других определе­ ниях. В этом случае эстетическая оценка сливается с социаль­ ной, идеологической. Толстой пишет: «Я долго, не засыпая, колебался, с одной стороны, между уважением к ним, к ко­ торому располагали меня их знания, простота, честность и поэзия молодости и удальства, с другой стороны — между отталкивающей меня их непорядочной внешностью» (1, 316). В этой откровенной исповеди, как и в приведенных художе­ ственных штрихах, ярко выразился просыпающийся интерес юного Толстого к демократическим «низам» общества при со­ хранении над ним власти кастовой дворянской среды. II. Обычными для двухчленных определений в творческой практике раннего Толстого оказываются сочетания двух при­ лагательных. Ср.: молодой бойкий официант (1, 37), видный молодой парень (1, 40), смуглый курчавый мальчик (1, 59), нечесаная, заплаканная Мими (1, 84), человек гордый, само ­ довольный (1, 150), молчаливое третье лицо (о с е б е— 1, 169), грустная, очаровательная улыбка (1, 45), красное сердитое лицо (1, 8), темно-голубые прекрасные глаза (1, 59), черная большая рука (1, 321), мелкие, скорые шажки (1, 263), сби­ тая жилистая фигура (1, 321), щетинистые короткие волоса (1, 315), вздернутый твердый носик (1, 59), кривые безмус- кульные ноги (1, 109), прекрасные продолговатые пальны (1, 242), причудливые, изящные тени (2, 9), могучее прекрас­ ное светило (2, 160), густое, неподвижное облако (2, 169), последние розовые лучи (2, 29), прозрачный золотистый свет (2, 9) и т. д. Ср. т акже сочетания с причастиями: толстая, запыхавшаяся Софья Ивановна (1, 245), бледный, изнурен­ ный (Зухин — 1, 319), опухшее бессмысленное лицо (1, 109), гневное, раскрасневшееся лицо (1, 120), тихий, дрожащий го­ лос (1, 76), отвратительный торжествующий голос (1, 141), большие удивленные глаза (сделала — 1, 163), веселые, л а с ­ кающиеся глаза (1, 260), плешивая вспотевшая голова (1, 26) и т. д. Часто парные определения вступают в разнотипные сочи­ нительные связи (соединительные, противительные, сопоста вительные), а также сопоставительно-уступительные, созда­ 198

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=