ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Братьям Иртеньевым приносят для примерки новые полу- франки. Мальчик торопится ознакомиться с московским платьем. И дальше автор вспоминает: « Московское платье оказалось превосходным». Оно сопоставляется с надоевшим деревенским: новые полуфрачки были сшиты в обтяжку — в деревне шили «на рост»; «черные брючки, тоже узенькие, чу­ до как хорошо обозначали мускулы и лежали на сапогах» (1, 64). Так относительное прилагательное московское одухо­ творяется ощущением новизны, праздничности, приобретает многозначно-оценочный характер. Многое теснится в этом определении: долгожданное, модное, такое, как у взрослых, подчеркивающее «возмужалость». И в то же время здесь нет метафорического сдвига, перевода в иную сферу. На обыч­ ное регистрирующее значение наслаиваются образные «ситуа­ ционные» значения. Легко понять, что это индивидуальная, неповторимая расцветка слова, вероятно, закрепившаяся впоследствии в семейном жаргоне. Другой пример. Володя и Нехлюдов входят в универси­ тетскую залу в расстегнутых сюртуках (1, 202). Определе­ ние тоже становится художественным штрихом. Автор сам объясняет эту «одухотворенность» обычной детали: «Один вид их расстегнутых сюртуков выражал презрение к нашему брату, поступающему, внушал зависть и уважение» (там же). В «Юности» автор, осознавая свое возмущение неожидан­ ной женитьбой отца, Пишет: «Меня возмущала мысль, что посторонняя, чужая и, главное, молодая женщина, не имея на то никакого права, вдруг займет место во многих отношени­ я х — кого же? — простая молодая барышня, и займет место покойницы матушки!» (1, 288). Толстой дважды выделяет определение курсивом, подчеркивая, что это художественная деталь, имеющая д л я него сложный оценочный характер (м олодая — легкомысленная, не имеющая опыта и такта, не способная войти в сложившийся мир семейных традиций, хо­ лодная, равнодушная красавица). Серая оберточная бумага (в ней принесли деньги Зухину из казармы — «Юность», 1, 320) также становится художе­ ственно многозначной. С этим неприглядным шершавым «ве­ стником» у автора интуитивно связываются пугающая б е д ­ ность солдатской службы, неприхотливый быт казармы и к а ­ чества рекрута Семенова: честность, решительность в поступ­ ках и равнодушие к условностям. Последний пример. Д линны й ноготь студента Оперова, 197

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=