ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
темно-синее небо (2, 13, 139, 158), простонародная мысль (1, 108), равнодушные взоры (1, 4 5 ) 'с амод ов ольн а я улыбка (1, 207, 296), светло-рыжеватые волосы (1, 51), молочно-бе лый туман (2, 42) и т. д. Мало того, молодой писатель про бует на основе противоречивых восприятий и уточняемых оценок создавать новые сложные слова. Ср.: добродушно-ве селые женщины (1, 281), бессмысленно-равнодушное лицо (1, 85), равнодушно-презрительный взгляд, пристально-бес смысленный взор (1, 104), добродушно-насмешливая улыбка (1, 117), глупо-самодовольная улыбка (1, 208) и т. д. Емкость этих определений весьма ощутима. Автор контаминирует (вводит в тесное соприкосновение) не Только синонимизирую- щие признаки (добродушный — веселый), но и, чаще, конт растные оценки. Ср. линии объединений: равнодушный вид — презрительный взгляд — равнодушно-презрительный взгляд, пристальный взор — бессмысленный в з г л я д— пристально бессмысленный взор. Укажем попутно, что Толстой в дальнейших произведе ниях, особенно в романе «Война и мир», еще шире использу ет прием оригинальной спайки художественных определений, создания новых усложненных форм. Остановимся еще на одном явлении. Речь идет о пробле ме индивидуальной художественной типизации. Эта пробле ма тесно связана с расширением круга художественных оп ределений. Исследователями было подмечено свойственное писате лям оживление внешне непоэтического материала. Так, проф. А. И. Ефимов пишет: «Художественным определением многие слова могут становиться в том случае, если они перемещают ся из свойственной им сферы употребления в другое стили стическое окружение» 7. Д ал ьш е демонстрируются примеры приобретения относительными прилагательными образно-фи гуральных значений (из произведений Салтыкова-Щедрина). Есть подобные примеры и в произведениях Толстого. Так, в самом начале «Детства» внимание читателя останавливает ся на шитом бисерном башмачке (1, 3). В «Отрочестве» же отмечается неуловимая нежность и отчетливость фортепьян ной игры, которую называют «бисерной» (1, 163). Ср. также: черная доска и черная неблагодарность, тяжелые предметы и тяжелые вздохи и т. д. Но мы хотим коснуться не этой известной линии опосред- ствований. Функция и практика индивидуальной художест венной типизации иные. Покажем это на примерах. 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=