ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
бпределения однословные (одночленны е), двухчленны е и трехчленные (многочленные). I. Известно, что функцию одиночных определений выпол няют прежде всего прилагательные и причастия. Толстой ши роко использует те и другие, насыщая их привычным и з а ново осознанным образным смыслом. Эти концентрирован ные сгустки красок, звуков, оценок поражают смысловой ем костью, богатством семантических оттенков д аж е в самых первых произведениях Толстого. Одночленные определения сопутствуют буквально всем обозначениям людей, животных, вещей, предметов и явлений природы, конкретизируемым отвлеченным понятиям. Ср. в «Детстве»: серьезный Николай (1, 5) 6, добрая старушка (1, 39), босоногие ребятишки, сгорбленный старик (1, 40), о г ромные лакеи (1, 51), бедный мальчик (1, 63), взъерошен ный мальчик (1, 72), несносная лошадка (1, 29), московское платье (1, 48), пышный бант (1,.49), роковой сверток (1, 50), чудесные подарки (1, 3), палящее солнце (1, 24), волную щиеся поля (1, 43), пахучие копны (1, 74), отчаянное сопро тивление (1, 39), грустная минута (1, 41), чудесное чувство, чистая любовь, светлое счастье, горькая участь (1, 45) и т.д. Ср. также в других произведениях: пушистые подбородки (1, 197), сладенькие глазки (1, 283), закрасневшиеся пру тья (1, 180), улыбающееся лицо, испуганная мина (1, 297), колеблющаяся толпа, спершийся народ (2, 227) и многие другие. Не прибегая к анализу семантических оттенков и связей, отметим, что в определениях этих отразилось все богатство художнического восприятия мира: ярк ая палитра красок, у д и вительное разнообразие звуков, ощущений, моральных и э с тетических оценок. Но это особая тема для смежных семан- тико-стилистических исследований. Отметим здесь же другое явление — широко используе мое Толстым осложнение одиночных определений. Им прида ются качественно-оценочные градации. Создаются варианты художественного усиления и ослабления признака. Ср.: чуть слышный голос (1, 62), неизменно серьезное лицо (1, 299), вечно озабоченное лицо (1, 114), чрезвычайно длинные п аль цы (1, 201) и т. д. Параллельно с явлением обстоятельственной окраски признаков развивается и другое — функционально мотиви рованное словосложение. Толстой вовлекает в круг д етали зирующих определений привычные сложные прилагательные. 13 * 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=