ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

бпределения однословные (одночленны е), двухчленны е и трехчленные (многочленные). I. Известно, что функцию одиночных определений выпол­ няют прежде всего прилагательные и причастия. Толстой ши роко использует те и другие, насыщая их привычным и з а ­ ново осознанным образным смыслом. Эти концентрирован­ ные сгустки красок, звуков, оценок поражают смысловой ем ­ костью, богатством семантических оттенков д аж е в самых первых произведениях Толстого. Одночленные определения сопутствуют буквально всем обозначениям людей, животных, вещей, предметов и явлений природы, конкретизируемым отвлеченным понятиям. Ср. в «Детстве»: серьезный Николай (1, 5) 6, добрая старушка (1, 39), босоногие ребятишки, сгорбленный старик (1, 40), о г ­ ромные лакеи (1, 51), бедный мальчик (1, 63), взъерошен ­ ный мальчик (1, 72), несносная лошадка (1, 29), московское платье (1, 48), пышный бант (1,.49), роковой сверток (1, 50), чудесные подарки (1, 3), палящее солнце (1, 24), волную­ щиеся поля (1, 43), пахучие копны (1, 74), отчаянное сопро­ тивление (1, 39), грустная минута (1, 41), чудесное чувство, чистая любовь, светлое счастье, горькая участь (1, 45) и т.д. Ср. также в других произведениях: пушистые подбородки (1, 197), сладенькие глазки (1, 283), закрасневшиеся пру­ тья (1, 180), улыбающееся лицо, испуганная мина (1, 297), колеблющаяся толпа, спершийся народ (2, 227) и многие другие. Не прибегая к анализу семантических оттенков и связей, отметим, что в определениях этих отразилось все богатство художнического восприятия мира: ярк ая палитра красок, у д и ­ вительное разнообразие звуков, ощущений, моральных и э с ­ тетических оценок. Но это особая тема для смежных семан- тико-стилистических исследований. Отметим здесь же другое явление — широко используе­ мое Толстым осложнение одиночных определений. Им прида ются качественно-оценочные градации. Создаются варианты художественного усиления и ослабления признака. Ср.: чуть слышный голос (1, 62), неизменно серьезное лицо (1, 299), вечно озабоченное лицо (1, 114), чрезвычайно длинные п аль ­ цы (1, 201) и т. д. Параллельно с явлением обстоятельственной окраски признаков развивается и другое — функционально мотиви­ рованное словосложение. Толстой вовлекает в круг д етали ­ зирующих определений привычные сложные прилагательные. 13 * 195

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=