ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Как видим, примеры «впаянных» художественных опреде­ лений здесь единичны, не выявляют их формирования и об­ щих черт, да и подмечены в более поздних произведениях Толстого. Следовательно, актуальность и «незатронутость» темы не сомненны. Выявление системы художественных определений в ранних произведениях Толстого, как нам кажется, должно помочь в какой-то мере оценить его складывающуюся твор ­ ческую индивидуальность, специфику художнического виде­ ния, познания мира. Взятые в широком сравнительном пла не, эти словесно-образные средства характеризуют думающ е­ го Толстого, круг его идей, симпатий и антипатий. X * % Выскажем теперь отправное положение. Художественны­ ми определениями мы признаем оценочно-характеризующис слова и их комбинации, вовлекаемые автором в рамки и пер ­ спективы обычных определительных синтаксических отноше­ ний. Проще говоря, причисляем к ним в первую очередь как согласованные, так и несогласованные определения с художе- ственно-детализирующей функцией. В статье не рассматри­ ваются качественные определители действий, которые неред­ ко становятся эпитетами. Такое ограничение вызывается ши ­ ротой и сложностью материала. По этой же причине мы п р и ­ влекаем из средств предикативной характеристики только краткие прилагательные. Оговоримся, что исследованию подверглись канонические тексты толстовских произведений. Закономерен интерес к рождению, опробованию автором того или иного конструк­ тивно-стилистического явления, п не менее полезно изучение сформировавшихся, выражающих лицо художника речевых изобразительных средств. * * * Переходим к описанию особенностей и функций толстов­ ских определений. Прослеживая их специфику, делим их: а) по структурно-членному признаку, б) по типу образно­ переносного значения, в) по роли традиционного и индиви дуально-творческого элемента. По степени линейного (членного) развития различаем 194

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=