ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
Как видим, примеры «впаянных» художественных опреде лений здесь единичны, не выявляют их формирования и об щих черт, да и подмечены в более поздних произведениях Толстого. Следовательно, актуальность и «незатронутость» темы не сомненны. Выявление системы художественных определений в ранних произведениях Толстого, как нам кажется, должно помочь в какой-то мере оценить его складывающуюся твор ческую индивидуальность, специфику художнического виде ния, познания мира. Взятые в широком сравнительном пла не, эти словесно-образные средства характеризуют думающ е го Толстого, круг его идей, симпатий и антипатий. X * % Выскажем теперь отправное положение. Художественны ми определениями мы признаем оценочно-характеризующис слова и их комбинации, вовлекаемые автором в рамки и пер спективы обычных определительных синтаксических отноше ний. Проще говоря, причисляем к ним в первую очередь как согласованные, так и несогласованные определения с художе- ственно-детализирующей функцией. В статье не рассматри ваются качественные определители действий, которые неред ко становятся эпитетами. Такое ограничение вызывается ши ротой и сложностью материала. По этой же причине мы п р и влекаем из средств предикативной характеристики только краткие прилагательные. Оговоримся, что исследованию подверглись канонические тексты толстовских произведений. Закономерен интерес к рождению, опробованию автором того или иного конструк тивно-стилистического явления, п не менее полезно изучение сформировавшихся, выражающих лицо художника речевых изобразительных средств. * * * Переходим к описанию особенностей и функций толстов ских определений. Прослеживая их специфику, делим их: а) по структурно-членному признаку, б) по типу образно переносного значения, в) по роли традиционного и индиви дуально-творческого элемента. По степени линейного (членного) развития различаем 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=