ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

В. В. ПОПОВ (Тула) СТРУКТУРЫ И ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИИ В РАННЕЙ ПРОЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Что понимаем мы под художественным определением? К а ­ ковы условия, границы употребления этого термина, его пра ­ вомочность? Следует отметить, что в популярных пособиях по практи­ ческой стилистике 1 обычно регистрируются лишь стилистиче­ ские возможности частей речи и некоторых типов предложе­ ний. Художественные же определения с устойчивой метафо- ризацией рассматриваются в классе эпитетов, т. е. тропов 2. В связи с таким отграничением последние неизбежно приоб­ ретают самодовлеющий характер и не связываются с общей образностью текста, системой художественных опосредство ваний. Акад. В. В. Виноградов, выделяя в «многослойной струк­ туре» повествования различные - синтаксические формулы и фигуры, советует изучать общие закономерности «... слово- и фразообразования, обогащения и упорядочения синтаксиче­ ских конструкций» 3, отмечая Среди них «лирико-поэтические определения» 4. Бегло затронуты, художественные определения Толстого- романиста в исследовании В. А. Ковалева 5. В составе слово­ сочетаний они именуются «художественными деталями» (при­ меры: перепрыгивающие щеки князя Василия, черные, как мокрая смородина, глаза К. Масловой). 13 Зак аз 8917 193

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=