ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ния экспрессивных оттенков, речи представителей «людской группы». От редакции к редакции количество диалектизмов в комедии увеличивалось; в соответствии с этим росло и число сатирически обыгрываемых Л. Н . Толстым искусственно при* думанных слов, псевдоученых выражений в речи «барской» половины. Но лишь в последних редакциях комедии д и а ­ лектизмы стали выполнять те функции, которые характерны для них в печатном тексте произведения. Обобщим результаты нашего исследования. 1. Пьеса «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого— резкая сатира на вырождающихся духовно и умственно дворян, ог­ рабивших крестьян и оставивших их без земли. Пьеса пост­ роена по принципу художественного контраста, который охва­ тывает как действующих лиц, так и все сцены комедии. Ан­ титезе между духовной ценностью людей труда и невежест­ вом праздных эксплуататорских классов, лежащей в основе комедии, подчинены все художественные средства и зображе ­ ния, и прежде всего языковые. 2. Наряду с просторечием, исковерканными «господски­ ми» словами и другими внелитературными языковыми явле­ ниями, Л. Н. Толстой обращается в речевой характеристике персонажей из народа и к диалектизмам, что оправдано его стремлением создать реалистические образы крестьян, кото ­ рых до него в литературе не было. 3. Речь крестьян-курян в комедии — это не копия д и а ­ лектной курской речи. Из диалектов Л. Н. Толстой взял лишь типичные фонетические и грамматические черты, не имею­ щие узкой местной замкнутости, характерные, таким образом, и для курских говоров и являющиеся приметами народной крестьянской речи вообще, но в то же время вызывающие образное представление об обозначаемом, усиливающие с т е ­ пень проявления обозначаемого признака или действия ( л е ­ тось, усетился, гожаться, маниться, рогач, дюже, таперича. таперя, куды, тады. и др.). 4. Отобранные диалектизмы и диалектно-просторечные слова и формы Л. Н. Толстой ввел в общую систему стили­ стических средств изображения, подчиненную задаче вопло­ щения в комедии идейно-художественного замысла автора. Помимо того, что местные приметы речи служат средством индивидуализации языка мужиков и слуг и выполняют дру гие стилистические задачи, они непосредственно участвуют в создании контраста между речью двух антагонистических ipynn действующих л и ц— «бар» и «прислуги», т. ,е. исполь 190

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=