ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Ю. Т. ЛИСТРОВА (Воронеж) РАБОТА Л. Н. ТОЛСТОГО НАД ЯЗЫКОМ КОМЕДИИ «ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ» к (использование диалектизмов) 1 Комедия Л. Н. Толстого посвящена пореформенным отно­ шениям мужика и барина. Никогда еще до этого в русской драматургии не было показано с такой правдой и силой столкновение классовых интересов дворян-землевладельцев и ограбленных ими крестьян. Как и ранее созданная великим писателем драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения» сыграла определен­ ную роль в становлении норм русского литературного языка конца XIX в., когда обострился «процесс столкновения и сме­ шения разных книжных и народно-разговорных элементов»2 и усилился «процесс демократизации литературного я зы к а » 3. Написанная зрелым Толстым, перешедшим на позиции пат­ риархального крестьянства, она в яркой форме отразила но­ вые взгляды писателя на взаимоотношения мужика и барина, выявила новый подход художника к народному языку и к той речи, которой пользовались представители господствую­ щего класса. Комедия «Плоды просвещения» совершенна по форме; она получила всеобщее признание и обошла сцены лучших театров мира. Это образец самобытной сатирической коме­ дии, стоящей рядом с комедиями Гоголя и Грибоедова4. В. И. Ленин в своих работах не раз ссылался на пьесу, х а ­ рактеризуя бедственное положение крестьян после «освобож­ дения» 5. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=