ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
ного содержания...» |5. Это может быть верно по отношению ко многим произведениям Толстого, но не ко всем. Вряд ли можно не заметить существенных различий между синтакси ческими структурами рассказов Толстого для детей и синтак сическими построениями, скажем, романа «Война и мир». Это неверно и в отношении трилогии. Именно конкретное содер жание двух первых повестей, поэтическое воспроизведение детства героя и особенности мышления Николеньки Иртенье- ва, склонность которого к рефлексии по-настоящему обнару живается в юности, определяет их синтаксическое свое образие. Так, конструкции с союзом потому что использованы в трилогии неравномерно. В двух первых повестях (165 стр а ниц юбилейного издания) употреблено 37% от общего их числа; на долю же «Юности» (148 страниц того же издания) приходится 63%- «Юность» с ее, как отметил Чернышевский, «абстрагирующим морализированием» отличается и более сложными синтаксическими формами. Она не только превос ходит две первые повести по количественному употреблению конструкции потому что; в ней содержатся почти все особо сложные конструкции, включающие в себя не одну, а две-три придаточные части. Итак, наблюдения над языком трилогии показывают, что отмеченная акад. В. В. Виноградовым склонность Толстого к построению речи «по типу логических определений и умо за ключений» 16 проявляется в большом количестве сложнопод чиненных предложений с причинными союзами. С их по мощью создается обоснованность описываемых событий, мо тивированность поведения и переживаний героев. О сознательности стремления Толстого к предельно точному определению причинно-следственных связей свидетельствует его работа над черновыми вариантами трилогии. Особенно широкой употребительностью в трилогии отли чается союз потому что. Среди конструкций с этим союзом довольно многочисленна, сравнительно с другими произведе ниями Толстого, группа сложноподчиненных предложений с придаточными логического обоснования, что обусловлено изложением событий от лица рассказчика. Усиливая логическую сторону синтаксиса трилогии, Тол стой использует некоторые средства, позволяющие выделить, подчеркнуть значимость придаточной части: а) помещение причинной части в препозицию и интерпо зицию; 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=