ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
Такие сложные, многосоюзные конструкции, содержащие как некоторые из приведенных выше, и потому что, и чтобы, и еще несколько что, очевидно, и вызывали замечания эстет ствующих современников Толстого, упрекавших его в недо оценке «внешности слога». В течение последних десятилетий нападки на небрежность Толстого в выражении мысли пре кратились. Наоборот, эту «небрежность» стали оправдывать, находить ей объяснение. Одно из наиболее, как кажется, вероятных объяснений д а но в работе проф. А. Ф. Ефремова, основанной на анализе синтаксиса и лексики некоторых произведений Толстого и на изучении его высказываний о литературном языке. А. Ф. Е ф ремов говорит об осознанной борьбе Толстого против «дур ного», т. е. «гладкого литературного языка», о нарочитой противопоставленности его слога враждебным ему языковым системам в литературе 50—60 г о д о в 10. Думается, однако, что за внешней «громоздкостью» и «не уклюжестью» толстовских периодов скрывается в больше! степени другое — простота, подмеченная таким мастером слова, как К. Федин. «У Толстого,— говорит он,— это не не брежность, не нарочитость, не обдуманная грубость речи, а только простота. Так говорится в жизни, когда не изыски вают форму, а заботятся лишь о передаче душевного состоя ния, о выражении мы сли » 11. Обнаруживая несколько причин, вызывающих одно и то же явление, Толстой не всегда ограничивается, как в преды дущих примерах, простым перечислением этих причин, а прибегает к расчленению их, к выделению среди них главных и второстепенных. С помощью таких, казалось бы, чуждых языку художественной литературы слов, как во-первых и во- вторых, им создаются сложные синтаксические конструкции, где несколько однородных придаточных причины расположе ны друг за другом: «Чувство умиления, с которым я слушал Гришу, не могло долго продолжаться, во-первых, потому, что любопытство мое было насыщено, а во-вторых, потому, что я отсидел себе ноги, сидя на одном месте, и мне хотелось присоединиться к общему шептанию и возне...» (1, 35). Два мотивирующих повода перечислены здесь в установ ленной автором последовательности. Третий повод слит со вторым с помощью сочинительного союза и; подчинительный союз потому что опущен. Скрупулезную точность Толстого в определении причин и 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=