ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

«Выбор пьес был известный — вальсы, галопы, романсы... и т. п.,— все тех милых композиторов, которых всякий чело­ век с немного здравым вкусом отберет вам в нотном ма га зи ­ не... и скажет: «Вот чего не надо играть, потому что хуже, безвкуснее и бессмысленнее этого никогда ничего не было писано на нотной бумаге»,— и которых, должно быть, именно поэтому, вы найдете на фортепьянах у каждой русской б а ­ рышни» (2, 170). Плохое качество некоторых музыкальных произведений («хуже, безвкуснее и бессмысленнее... никогда ничего не бы ­ ло писано на нотной бумаге») есть основание — причина того, что их «не надо играть». Это же основание вызывает и дру ­ гое следствие, диаметрально противоположное первому: «именно поэтому» они есть «на фортепьянах у каждой рус­ ской барышни». Во второй, предпоследней редакции данное предложение имело другую конструкцию: причинно-следст­ венная связь в нем не была выражена: «...все сочинения тех милых композиторов, которых не­ пременно в каждом нотном магазине укажет всякий истин­ ный любитель как такие веши, хуже которых ничего нет и которые непременно есть у каждой русской барышни». В процессе работы часть конструкции оформляется авто­ ром в виде прямой речи. Оценка называемых музыкальных произведений доверяется не «истинному ценителю», а про­ сто «всякому человеку с немного здравым вкусом». Одновре­ менно часть высказывания приобретает мотивировочный х а ­ рактер; она определяет два парадоксально связанных след ­ ствия, а все высказывание получает сатирическую заостренность, в нем ощутимее проступает авторское отно­ шение к изображаемому. Причинно-следственные предложения в трилогии, следуя друг за другом, могут образовать цепочку, первая часть ко­ торой представляет собой, например, следствие-вывод, вто­ р а я — два причинно обосновывающих его придаточных и третья — следствие с союзом так что: «...во мне, однако, было что-то вроде таланта, потому что часто музыка делала на меня до слез сильное впечатле­ ние и те вещи, которые мне нравились, я кое-как умел сам без нот отыскивать на фортепьяно; так что, ежели бы тогда кто-нибудь научил меня смотреть на музыку, как на цель, как на самостоятельное наслаждение.., может быть, я бы сделался, действительно, порядочным музыкантом» (2, 1 7 0 - 1 7 1 ) . 167

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=