ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
ных предложений и не более 3 простых9. Сложность синтак сиса связана, безусловно, с художественным методом Тол стого, в частности, с его склонностью вскрывать причинно- следственные зависимости в изображаемых им психических процессах и событиях жизни. В трилогии нередки случаи, когда, указывая на множест венные мотивы поведения, Толстой в рамках одной конструк ции употребляет несколько причинных придаточных. В ряде случаев такие придаточные находятся в отношениях неодно родного соподчинения и зависят от разных компонентов сложного предложения: «Во все время обеда, на котором я сидел рядом с к н яж ной, я предполагал, что княжна не говорит со мной потому, что я такой же наследник князя, как и она, и что князь не обращает внимания на нашу сторону стола потому, что мы — я и княжна — наследники, ему одинаково противны» (2,137). Здесь раскрыты причинно-следственные отношения между двумя парами компонентов, названы причины того, о чем го ворится в каждом из двух однородных дополнительных пред ложений. Иногда две причинные части мотивируют в трилогии со держание одного и того же компонента главной части. Они связываются между собой соединительным союзом и, а у к а зательное потому из второго подчинительного союза опу скается: «Я знал, что шел дождик, только потому, что несколько капель упало мне на нос и на руку, и что что-то зашлепало но молодым клейким листьям берез...» (2, 142). Логизация языка приводит и к скоплению в одной слож пой конструкции нескольких мотивировок, одни из которых связаны между собой по способу соподчинения, другие — по способу последовательного подчинения: «...я отказался, потому что знаю хорошо эту дачу, не сколько раз бывал на ней, и что все эти решетки и мосты для меня незанимательны, потому что я терпеть не могу роско ши...» (2, 154— 155). В этом сложном синтаксическом построении три причин ных части: две первые соподчинены (во второй из них у к а з а тельное потому опущено), третья с тем же союзом потому что подчиняется второй по принципу последовательного подчине ния, что не одобряется строгой стилистикой. Иногда одно и то же придаточное в трилогии выступает в виде основания — причины для двух разных следствий: 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=