ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

тому что чем больше они любят, тем больше узнают любимый предмет, и тем легче им любить, т. е. удовлетворять его ж е л а ­ ния» (2, 150); б) «Любовь их редко выражается словами, и если выра­ жается, то не только не самодовольно, красиво, но стыдливо, неловко, потому что они всегда боятся, что любят недоста­ точно» (2. 150). Подчеркнутые строки введены в текст в процессе работы. Одновременно получило мотивировку и другое, рядом стоя­ щее суждение: »«Люди эти любят даже пороки любимого существа...» Без мотивировки чувства названной автором группы лю ­ дей могли казаться странными и д аже нецравдоподобными: пороки, как известно, вызывают не любовь, а отвращение. Мотивировка же, введенная автором, убеждает в достовер­ ности сказанного: «Люди эти любят даже пороки любимого существа, пото­ му что пороки эти дают им возможность удовлетворять еще новые желания» (2, 150). Обстоятельность в выражении причины изображаемых явлений и событий осложняет предложения, приводит к соз­ данию длиннот. На сложность толстовского синтаксиса, как па своеобразие его речевой манеры, указывается почти во всех работах, посвященных его творчеству,— литературовед* ческих и лингвистических. Исследования последних лет убеждают, что сложные предложения в романах Толстого встречаются не чаще, чем в произведениях других авторов, например, А. П. Ч е х о в а 6. По подсчетам проф. А. И. Ефимова, у Толстого в «Воскресении» содержится 40% простых предложений и 60% сложных, у позднего Чехова — 38% простых и 62% с ложны х7. Цифры неоспоримы. Но дело не только в них: сложные предложения в языке Чехова и Толстого не одинаковы по объему. Основ­ ная часть содержания в произведениях Толстого передана ' именно сложными предложениями. Если бы это было иначе, Чехов не отметил бы как отличительную особенность языка Толстого «громадные периоды», производящие «впечатление силы», периоды, в которых «предложения нагромождены од ­ но на другое»8. Рассматриваемый в этой работе языковой материал з а ­ ставляет говорить не о простоте синтаксиса трилогии, а, ско­ рее, о его сложности. Так, в авторском тексте на каждой странице «Отрочества» насчитывается в среднем 8— 10 слож ­ 165

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=