ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Придаточные этой группы обозначают и причину внутрен­ него, психического состояния героя: «...мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство...» (1, 85); «Мне потом ужасно неприятно было, особенно потому, что это было при тебе» (2, 161). Приведенные примеры, взятые в изолированном виде, раскрывают, как можно заметить, причинно-следственную за- ьисимость неполностью. Местоимение это, этот указывает, что или причинная, иличследственная часть выходит за рамки конструкции. Обстоятельность в описании причины и следст­ вия приводит автора к построениям, более сложным, чем I главное + 1 придаточное. Другая, меньшая, но тоже значительная группа конструк­ ций с союзом потому что в трилогии не указывает на р е а л ь ­ ную причину того и л и иного явления, а заключает в себе вывод и его логическое обоснование. Значение логического обоснования проступает особенно отчетливо, когда вывод имеет предположительный характер и содержит модальные слова: должно быть, верно, казалось и т. п.: «Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай» (1, 14); «Он, казалось, был очень стыдлив, потому что кажд ая шалость заставляла его краснеть до ушей...» (2, 68); «Но, должно быть, таких мужчин было мало, потому что я, который ездил к ним почти каждый вечер, редко встречал у них гостей» (2, 202). Подобные конструкции сообщают иногда сведения о пове­ дении какого-нибудь действующего лица и служат основа­ нием для содержащегося в их главной части вывода о его нравственных качествах, о его душевном состоянии. Психо­ логические наблюдения автора при этом очень тонки; иногда основанием для предположительного сообщения о том или ином душевном движении героя служит не какое-то его внешнее проявление, а другое душевное движение, тоже предположительное: «Что-то, верно, сильно занимало ее и д аж е трогало, пото- му что она, видимо, забылась и мысли не имела о себе и о том, что на нее смотрят» (2, 157). В этом примере главная и придаточная части подаются в одном модальном плане и выражают неуверенность в реаль ­ ном соответствии авторских выводов действительности. Ут­ 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=