ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Другое «искание» Пьера тоже освещено улыбкой автора Наивный Пьер верит своему управляющему и удовлетворен своей деятельностью по облегчению участи крестьян: «[Пьер] слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах» (5, 108). В данном предлржении слово благодарение звучит иронически. Отрицательный экспрессивный оттенок несет слово нево з­ держание в следующем контексте: «Он [Анатоль] продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием р а здр аж ен ­ ности, к которой склонны балованные люди» (6, 28): ср. j Толстого же: ...на красном от невоздержания лице» (5, 142). Слово направление, такое модное в то в р ем я 37, употреб ляется Л. Толстым неоднократно в ироническом плане. На пример: «Ему [Пьеру] казалось в эту минуту, что он был при­ зван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру» (7, 299). Экспрессивным оттенком насмешки наполнено слово вставление во фразе: «Этого только и ждал Мишо для встав­ л ени я своей игры слов» (7, 14). Издевкой звучит фраза, полемически направленная пр о ­ тив современных Л. Толстому историков мнение которых он lie разделяет: «В исторических событиях очевиднее всего з а ­ прещение вкуш ения плода древа познания» (7, 17). Слово произведение несет отрицательную нагрузку в предложении: «Врач ...предписал Элен небольшие дозы к а ­ кого-то лекарства для произведения известного действия» (7, 11). Несколько слов об употреблении слова произведение в русском литературном языке XIX в. Еще в начале XIX в. это слово свободно употреблялось для обозначения действия по гл а г о л у 38; современное значение слова произведение (продукт) было тогда новым. Использование же Толстым несколько уже архаичного для второй половины XIX в. зн а ­ чения слова вполне оправдывается дополнительными стили­ стическими задачами. В связи с этим трудно согласиться с утверждением В. Д. Левина о том, что употребление слова произведение в значении действия по глаголу следует рас­ сматривать как стилистическую ошибку, д аже в произведе­ ниях Б о л о т о в а 39, писателя предшествующей эпохи. Л. Толстой тонко использует природу существительных с суффиксами -ние, -ение, -ание, именно их отвлеченность, опред­ мечивание действия. Это качество привлекается им тогда, когда автором подчеркивается результат произведенного действия, подводится своеобразный итог сказанному, конста­ 154

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=