ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

V эпохи..., примешивается пестрая и разнообразная масса ре чевых характеристик персонажей»31. Остановимся на использовании тех образований, которые на современном этапе развития русского литературного я зы ­ ка представляются «искусственными построениями». Именно эти образования имеют в виду исследователи, когда упрека­ ют Л. Толстого в слишком свободном употреблении образо ­ ваний на -ние. Характеризуя стиль Толстого в «Войне и мире», академик В. В. Виноградов писал, что в языке Толстого с самого н а ­ чала чрезвычайно рельефно обнаружилась острая и ориги­ нальная смесь архаических и архаистических форм выр аже ­ ния с новаторскими приемами и революционными экспери­ ментами в сфере литературного воспроизведения живого ре­ чевого опыта. В связи с этим исторический стиль Л. Толстого в «Войне и мире» контрастно разбивается на два противопо ложных направления: «назад, в сторону стилей дворянской речевой культуры начала XIX в., и полемически — вперед как бы наперерез господствующим стилям публицистики 60-х годов»32. Приведем некоторые конструкции, которые можно объяс­ нить стремлением воспроизвести особенности дворянской ре­ чевой культуры начала XIX в.: «...мать, брат, Соня или гра­ финя Марья старались извинить Пьера и придумать причины его замедления» (7, 276); «...а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления оде­ вания» (5, 198); «Княжна Анна Михайловна Друбецкая сиде­ ла тут же, помогая в деле принимания и занимания разгово­ ром гостей» (4, 45); «...он своим отпущением крестьян на во ­ лю сделал себе уже репутацию либерала...» (5, 165). Стремлением точнее воспроизвести особенности языка на чала века и объясняется тот факт, что в «Войне и мире» пред­ ставлены отдельные формы отвлеченных имен существитель­ ных на -ние по типу деловых стилей XVIII — начала XIX вв Именно этим объясняются приводимые выше словообразова­ тельные модели, которые характеризовали русский лит ера­ турный язык в начале XIX в., а к 50—60 годам воспринима­ лись уже как архаизмы, о чем писала современная критика. Письмо Кутузова царю представляет собой образец офи­ циально-делового стиля предшествующей эпохи. Это п и с ь м о человека, прожившего жизнь в XVIII в.: «Отлучение меня от армии ни малейшего разглаш ения не произведет, что ослеп­ ший отъехал от армии» (5, 100). 150

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=