ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
V эпохи..., примешивается пестрая и разнообразная масса ре чевых характеристик персонажей»31. Остановимся на использовании тех образований, которые на современном этапе развития русского литературного я зы ка представляются «искусственными построениями». Именно эти образования имеют в виду исследователи, когда упрека ют Л. Толстого в слишком свободном употреблении образо ваний на -ние. Характеризуя стиль Толстого в «Войне и мире», академик В. В. Виноградов писал, что в языке Толстого с самого н а чала чрезвычайно рельефно обнаружилась острая и ориги нальная смесь архаических и архаистических форм выр аже ния с новаторскими приемами и революционными экспери ментами в сфере литературного воспроизведения живого ре чевого опыта. В связи с этим исторический стиль Л. Толстого в «Войне и мире» контрастно разбивается на два противопо ложных направления: «назад, в сторону стилей дворянской речевой культуры начала XIX в., и полемически — вперед как бы наперерез господствующим стилям публицистики 60-х годов»32. Приведем некоторые конструкции, которые можно объяс нить стремлением воспроизвести особенности дворянской ре чевой культуры начала XIX в.: «...мать, брат, Соня или гра финя Марья старались извинить Пьера и придумать причины его замедления» (7, 276); «...а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления оде вания» (5, 198); «Княжна Анна Михайловна Друбецкая сиде ла тут же, помогая в деле принимания и занимания разгово ром гостей» (4, 45); «...он своим отпущением крестьян на во лю сделал себе уже репутацию либерала...» (5, 165). Стремлением точнее воспроизвести особенности языка на чала века и объясняется тот факт, что в «Войне и мире» пред ставлены отдельные формы отвлеченных имен существитель ных на -ние по типу деловых стилей XVIII — начала XIX вв Именно этим объясняются приводимые выше словообразова тельные модели, которые характеризовали русский лит ера турный язык в начале XIX в., а к 50—60 годам воспринима лись уже как архаизмы, о чем писала современная критика. Письмо Кутузова царю представляет собой образец офи циально-делового стиля предшествующей эпохи. Это п и с ь м о человека, прожившего жизнь в XVIII в.: «Отлучение меня от армии ни малейшего разглаш ения не произведет, что ослеп ший отъехал от армии» (5, 100). 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=