ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

шил. Отсюда и его нравственное превосходство перед теми людьми, которые еще не поняли этих законов альтруистиче­ ского общежития. Любопытно сравнить психологию трех различных преступ­ ников: Раскольникова, Позднышева и Степана Пелагеюшки- на. Все они терпят ужасные страдания, но осмысление этих страданий происходит у каждого из них по-разному. Поздны- шев мучится сознанием всей своей праздной, развращенной жизни, в результате которой погибла его жена; Раскольников страдает оттого, что погибла его идея и он напрасно принес себя в жертву своей теории деления людей на обыкновенных и необыкновенных. У Степана отсутствуют эти мотивы, при­ чины его страданий проще. Они кроются в объективных жи з ­ ненных обстоятельствах. Характерно, что Степан почти не думает о себе, у него нет этого свойственного всем интелли­ гентным преступникам эгоцентризма страдания; он ищет теперь ответа на вопросы: как жить дальше? Где тот единст­ венный закон, который дает смысл и содержание каждой человеческой жизни? Степан не умеет формулировать так красноречиво и широ­ ко свое открытие, которое спасло его от самоубийства, но он его глубоко чувствует. Разговор Степана со следователем очень значителен в смысле раскрытия нового миропонимания Степана. «•— И тебе не жалко было их? — спрашивал Махин. — Не жалко. Я не понимал тогда. — Ну, а теперь? Степан грустно улыбнулся. — Теперь на огне меня жги, того бы не сделал. — Отчего же? — .Оттого что понял, что все люди братья. — Что же, и я тебе брат? | — Л то как же. — Как же, я брат, а сужу тебя в каторгу? — От непонятия. — Что же я не понимаю? — Не понимаете, коли судите» (36, 41). Нравственное превосходство человека из народа теперь после духовного пробуждения Степана передается через вос­ приятия Махина, давно безнравственного человека, который когда-то и подделал фальшивый купон. «Махин бессознатель­ но чувствовал, что этот стоящий перед ним человек в канда ­ лах и с бритой головой, которого привели и караулят и отве­ 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=