ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
ствие сражения» (6, 244); «по всему протяжению растянув- шейся линии» (4, 340); «на всем протяжении поля...» (4, 348); «...пока мы отыскивали французов, ошибаясь в их месте на хождения...» (6, 107); «завлечение Наполеона в глубь стра ны» (6, 104, 105); «Беспрестанные воздержания речи, посто янное старательное обхождение всего того, что могло наве сти на слово о нем...» (7, 178); «Он прислушивался к затиха нию и разгоранию этих звуков» (4, 237); «...а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего...» (7, 229); «Все их набегания...» (6, 246); «В нем появились резкие при знаки старости: неожиданные засыпания, забывчивость...» (5, 302). Проблема функционирования отвлеченных существитель ных в произведении — вопрос специального исследования. В данной работе остановимся лишь на некоторых случаях моти вированного, с нашей точки зрения, использования этих слов. До сих пор в современной лингвистической литературе ма ло внимания уделяется анализу изобразительной роли имени существительного, в частности, выявлению экспрессивных возможностей отдельных словообразовательных элементов, анализу индивидуально-авторского использования экспрес сивных возможностей нашей речи. А между тем «существуют словообразовательные средства, прочно прикрепленные сво им значением и стилистическим колоритом к определенным видам речи»28. Общие экспрессивно-стилистические возможности отвле* ченных имен существительных описаны в лингвистической ли тературе достаточно подробно29. Все исследователи отмеча ют книжный характер этих слов, тяжеловесность конструкций с ними. Но тем не менее признается, что есть такие условия, когда отглагольное существительное выступает как единст венно нужное выразительное средство, создающее определен ный колорит р ечи30. Анализ всех существительных с суффиксом -(е )н и е при водит к заключению, что само обилие этих существительных есть особенность стиля Л. Толстого, писателя-мыслителя, ох ватившего в романе многие проблемы философского, обще ственно-исторического и этического плана. Это нашло непо средственное отражение в языке романа, в котором перепле таются и взаимодействуют самые разнообразные элементы. «В сложный авторский сплав внедряется с разных сторон язык исторических документов, памятников воспроизводимой 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=