ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

вания отглагольных существительных в русском литератур­ ном языке середины XIX в. Наконец, в одном случае употреблено существительное прорвание, образованное от основы совершенного вида г л а ­ гола конкретного значения прорвать: «...и атака резервов для прорвания линии» (6, 249). В последнем примере Толстой употребил существительное прорвание для называния дейст­ вия как процесса с одновременным указанием^на его одно­ кратность, завершенность (ср. существительное проры вание ). Сейчас это слово не. употребляется, но, возможно, чго в XIX в., во всяком случае в начале века, это слово существо­ в а л о ,0, обязанное «своему сохранению в языке необходимости обозначать категорически завершенное действие»11. Таковы современные запоздание, умолчание, обуздание и т. п. То, что Толстой очень тонко чувствовал и умело исполь­ зовал в своей практике все видовые оттенки значений, з ало ­ женных в отвлеченных существительных, подтверждается следующими примерами: П ризнание — признавание 12. С о д ­ ной стороны, находим такие примеры: «признание величия» (7, 171); «признание того, что есть и радости» (7, 226); «при­ знание свободы» (7, 345). С другой стороны, читаем в одном лишь случае: «Сперанский льстил князю Андрею тою тонкою лестью.., которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, спо­ собным понимать всю глупость остальных» (5, 171). Достаточно заменить признавание параллельным образо ­ ванием признание, как сразу меняется мысль, которую хбчет донести до читателя Толстой: Сперанский при каждом обра4- щении к князю Андрею дает почувствовать ему, что призна­ ет его равным себе. Подчеркнута постоянная манера о б р а ­ щения Сперанского к князю Андрею, так неприятно на него действующая. Столь же тонкие оттенки смысла вносятся Толстым в по­ вествование при употреблении слов постижение — постигно- вение (оба эти слова отсутствуют в САР 1806—1822 гг.). И в данном случае, используя единственно нужное слово, Тол­ стой стремится передать оттенки в характере протекания процесса: «...мы можем надеяться на постигновение законов истории» (6, 273). Автор надеется на завершение процесса. Другой пример: «Постижение законов этого движения есть цель истории» (6, 272). Здесь указания на конечный резуль­ тат нет, внимание фиксируется на самом названном процес­ се. Аналогичные оттенки вносятся парами: произнесение 10 Заказ 8917 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=