ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
различные крестьянские типы: и веселый, красивый, талантли вый певец Василий, и честный, сначала забитый жизнью му жик Иван Миронов, который потом становится конокрадом, и Степан Пелагеюшкин, человек, сделанный из твердой поро ды, и Алеша Горшок,--!! косноязычный, но воинствующий з а щитник справедливости А к им4, и многие другие. Мы чувст вуем, что Аким и Степан сделаны из разного человеческого материала. Но они сформировались все в той же п атриар хальной русской деревне, отданной на разграбление капита листическим хищникам. Они выражают разные стороны и настроения крестьянского сознания в один и тот же историче ский отрезок времени. В мировоззрении Степана с особенной силой сказались «горы злобы и ненависти», отчаяние, которое дошло до своего последнего предела. И наконец, при столкновении с человече ской добротой раскрылись на дне души лежащие верования в бога как в единственно честное и справедливое начало в этом мире обмана, разврата и'преступлений. Когда Степан, закрыв глаза, видит чертей, когда он до трех раз во сне про сит Марию Семеновну простить его,— все это не что иное, как крестьянские формы сознания. Если бы на месте Степана был городской, образованный человек, то его галлюцинации выра жались бы в какой-то иной форме, но по сути они выражали бы то же самое чувство. Преступник, дошедший до последней черты падения и ожесточения вследствие социальной безысходности и отчая ния, сам наказывает себя одиночеством, бессонницей, которые доводят его до бреда, галлюцинаций. И наконец, когда Сте пан открыл для себя нечто совсем новое, или, может быть, давно забытое — необходимость сочувствия и любви человека к человеку — и нашел подтверждение своих догадок в еван гелии, то естественно, что он стал верующим человеком. Вера в бога у Степана также ассоциируется с верою в правду н справедливость, как и у Акима: «Я сколько душ з а губил, а она, сердечная, только людям помогала. Что же думаешь, мне с ней одно будет?» (36, 51). Как у Акима, так и у Степана не было ничего другого, никакого иного берега, к которому они могли бы душевно прибиться, кроме патриар хальной веры в бога и добро. Можно осуждать их религиоз ность, но нельзя не видеть социально-исторической обуслов ленности крестьянских верований. Отсюда естественным и по нятным становится стремление Степана расплатиться с людь: мн чистым золотом любви и добра за то зло, которое он еовер- 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=