ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
аккомпанементом душевной жизни. Они не окутаны никакой дымкой настроения»24. Вот одно из многочисленных толстовских объективно-эпи ческих пейзажных описаний: «Ночь была свежая,— читаем в «Войне и мире», и неподвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое- где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое ярко-белое дерево с яркобелым стволом и сучьями, и выше его почти ' полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Князь Анд рей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе» (10, 156). Толстовские пейзажные описания такого рода, передавая картины природы и з а р аж а я читателя чувством восхищения ею, исключают антропоморфизм, и не случайно Толстой гово рил Поссе: «Не следует смешивать явления природы с явле ниями человеческой души » 25. Манера пейзажных описаний у Мамина-Сибиряка тоже является объективно-эпической и приближается к толстов- ’ ской. Когда читаешь описание лунной летней ночи в рассказе «Все мы хлеб едим», то кажется, что оно прямо-таки навеяно толстовским описанием ночи в Отрадном. Приведем это опи сание: «Стояла душистая летняя ночь последних чисел июня. Мы с большим комфортом расположились на свежем сене, только что снятом с огорода. Делалось даже неловко от оду ряющего запаха душистых трав» (1, 137). И далее: «Ночная ли птица шарахнет крылом оземь, ветер ли побежит — трудно разобрать. Стараешься остановиться на мысли, что' кругом тебя деревня, настоящая русская деревня, деревенский здоровый воздух льется освежающей струей над этими полями, рекой, лесом, самый месяц осве щает не многоэтажные каменные дома, не дремлющих у ворот дворнйков, не каланчу полицейской части, а бревенчатые русские избы» (1, 137). Разумеется, охарактеризованные художественные завоева ния Л ь в а Толсторо были использованы ни одним Маминым- Сибиряком. В той или иной степени они были взяты на во оружение всеми последующими писателями, подобно тому, как после открытий Альберта Эйнштейна не учитывать их не может ни один современный физик. Достойно, однако, быть отмеченным то искусство, с которым Мамин-Сибиряк сумел 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=