ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

пая стряпка Домнушка, гремевшая у печи ухватами, время oi времени в зглядывала в его сторону и думала про себя; «Н а ­ стоящий медведь... Ишь как шарами -то* ворочает!» Она вспомнила, что сегодня среда — постный день, а Егор — кер­ жа к** . На залавке между тем л еж а л а приготовленная для щей говядина; кучер Семка в углу на лавке, подложив под деревянное корыто свои рукавицы, рубил говядину для кот лет; на окне в тарелке стояло коровье масло и кринка моло ка,— одним словом, Домнушка почувствовала себя кругом виноватою. И в самом-то деле, эти приказчики всегда не­ христями живут, да и других на грех наводят. В открытое окно кухни, выходившее во двор, наносило табачным дымом: это караульщик Ангип сидел на завалинке с своей трубкой и дремал» (5, 7). И здесь такие детали, как говядйна, коровье масло, рука­ вицы, деревянное корыто, табачный дым, может быть, излиш­ ни с точки зрения сюжетного, развития, но превосходны как бытовые зарисовки и вполне соответствуют теме романа. Наконец, черты сходства содержат и пейзажные описания у Ль ва Толстого и Мамина-Сибиряка. В русской литературе второй половины XIX в. наметились две манеры пейзажных описаний: объективно-эпическая и субъективно-лирическая. Непревзойденным мастером субъективно-лирических пей з аж ­ ных описаний был Тургенев. Мир человеческих переживаний переводится в тургеневских пейзажах на язык красок и зву ­ ков природы. Пейзаж оживляется, олицетворяется, ему свой­ ственен антропоморфизм. Те же принципы пейзажных описаний наблюдаются в поэтике Чехова. Толстой не является сторонником субъективно-лирических пейзажных описаний. Уже в молодости он записывает в днев­ нике: «Говорят, что. смотря красивую природу, приходят мысли о боге, о его величии, о ничтожности человека и т. д. Влюбленные видят в воде образ возлюбленной, другие гово­ рят, что горы, казалось, говорили то-то и то-то, деревья звали туда-то. Как может придти т ак ая мысль? Надо стараться чтобы вбить в голову такую нелепицу» (46, 81). В книге «Молодой Толстой» Б. М. Эйхенбаум справедливо отмечает: «У Толстого описания природы перестают быть * Шары — глаза (прим. Д. Н. Мамина-Сибиряка). ** Кержаками на Урале, в заводах, называют старообрядцев, пото му что большинство из них—выходцы с р. Керженца (прим. Д. Н. Мами­ на-Сибиряка). 138

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=