ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ред ним?.. Да, это была та самая необходимая женщина, о ко­ торой он думал» (2. 136— 138). Дальнейшее, действительно, разыгрывается, «как по но­ там»: благодаря интриге Антониды Ивановны, Привалов остается в Узле. Не буду приводить других примеров «внутреннего моно­ л о г а » в произведениях Мамина. Скажу только, что, начиная с романа «Каменный пояс», они есть во всех крупных его произведениях. Другое художественное завоевание Ль ва Толстого, кото­ рым воспользовался Мамин-Сибиряк,— это обстоятельные и детальные описания обстановки действия и внешности героев. Как обстоятельно и детально описание квартиры тюремного смотрителя в «Воскресении»: «Опять слышались те же, как и в тот раз, звуки плохого фортепьяно, но теперь игралась не рапсодия, а этюды Клементи, тоже с необыкновенной силой, отчетливостью и быстротой. Отворившая горничная, с по вя ­ занным глазом , сказала, что капитан дома, и провела Нехлю­ дова в маленькую гостиную с диваном и столом и подожжен ­ ным с одной стороны розоватым бумажным колпаком б о ль ­ шой лампы, стоявшей на шерстяной вязаной салфеточке. Во­ шел главный смотритель с измученным грустным лицом» (32, 173— 174). Подробно рассказав о том, как смотритель попро­ сил дочь прервать игру, Толстой продолжает описание: «Смотритель, как бы чувствуя облегчение от этого перерыва музыки, закурил толстую папироску слабого табаку — Нехлюдов отказался» (32, 174). В этом описании такие детали, как большая лампа, бу­ мажный колпак на ней розового цвета, подожженный с одной стороны, шерстяная вязаная салфетка, повязанный глаз гор­ ничной, игра дочери смотрителя на фортепьяно с упомина­ нием о том, что и как она играет, введены не для развития сюжета. С этой точки зрения они совершенно излишни. Но как великолепно они передают обстановку жизни смотрителя, его быт! Они сразу создают полную картину реальной жизни. Великий знаток быта. Толстой любит такие описания и умеет их делать. В ряде случаев для сюжетного развития эти черточки не нужны, но как они органичны для идейно-худо­ жественной концепции произведения... Обстоятельные бытовые описания содержатся и в произ­ ведениях Мамина-Сибиряка. Вот одно из них (роман «Три конца»): «В кухне господского дома Егор сидел уже давно и терпеливо ждал , когда проснется приказчик. Толстая и румя- 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=