ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
стремлением обоих писателей откликнуться на актуальные идейные проблемы своей эпохи. Чертами глубокого внутреннего сходства обладают эсте тические взгляды Льва Толстого и Мамина-Сибиряка. «Чис тотой нравственного чувства» назвал Н. Г. Чернышевский одно из важнейших свойств толстовского реализма, в которой каждый поступок героя, каждое его действие, к аждая его мысль даны в свете нравственного суда, в свете вопроса «Хо рошо ли это?». Проблемы совести, стыда, нравственного дол га, в свете которых оцениваются поступки героев,— важней шие-проблемы толстовских романов. Не случайно Мельхиор- де-Вагюе считал возможным говорить о нравственном долге как абстрактном герое рс/мана «Анна Каренина». В романе «Черты из жизни Пепко», этом манифесте его эстетики, его реализма, Мамин-Сибиряк отмечает, что первым его литературным опытам, в которых он был вынужден отдать дань развлекательной беллетристике, «недоставало высокой нравственной чистоты, той чистоты, которую можно сравнить с чистотой драгоценного металла, гарантированного природой от опасности окисления» (7, 148). И действительно, начиная с «Бойцов» и «Приваловских миллионов», появляются в произведениях Мамина-Сибиряка моральные проблемы. В сущности, одна из важнейших проблем «Приваловских миллионов» — это проблема мораль ной ответственности буржуазии перед народом. Д ля Сергея Привалова эта моральная ответственность обязательна: он все время чувствует свой нравственный долг перед народом, считает своей моральной обязанностью как-то помочь рабо чим. Начиная с Севастьяна Кожина из «Бойцов», оправдан ного судом присяжных, но наказанного судом собственной совести, Сибиряк создает целый ряд персонажей, для кото рых, по его выражению, «нет суровее суда, как тог, который человек производит молча над самим собою» (7, 148). Сходным было отношение Ль ва Толстого и Мамина-Сиби ряка к художественному вымыслу, под которым они понимали не выдумку, а творческую обработку обстоятельно изученных данных реальной жизни. Начиная с 80-х годов, Толстой счи тал, что выдумывать совестно, стыдно: «А вот я уж теперь,— говорил Толстой,— совсем не могу писать беллетристики. Ну, как я буду рассказывать, что шла по Невскому д ама в корич невом платье, а она никогда там и не шла! Не могу этим з а ниматься, совестно как-то !»22. Уже в молодости к аналогичным выводам приходит и М а 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=