ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

сения» и «Приваловских миллионов» раскрыли характерный для русской действительности конца XIX в. конфликт нравст­ венного здорового человека с его классовой средой. И Лев Толстой, и Мамин-Сибиряк откликнулись в своем творчестве на важнейшую проблему 80-х годов — проблему смысла жизни. Впервые эту проблему поставил Лев Толстой в повести «Смерть Ивана Ильича». Эта же тема привлекла вни­ мание и других писателей той поры: Чехова (повесть «Скуч­ ная история»), Гаршина (рассказ «Ночь»), Щеглова-Леонтье­ ва .(повесть «Убыль души») 17. Не остался в стороне и Мамин- Сибиряк, создавший рассказ «Суд идет». Современникам казалось, что поток этих произведений воз­ ник под влиянием толстовской повести: «Все эти «скучные ис­ тории» современных писателей вызваны «Смертью Ивана И л ь и ч а » 18— фиксирует Горький в рассказе «Вечер у Ша- мова» мнение читателей той эпохи. Как подражание толстов­ ской повести был оценен и маминский «Суд идет» 19. Реакци ­ онный критик, сотрудник «Нового времени» В. Буренин, пе­ чально известный как гонитель прогрессивных писателей, объ­ явил, что Мамин не «создал» свое произведение, а «перевел» его с толстовской повести. По мнению критика, в рассказе «Суд идет» «...встречаются места, до того напоминающие под­ линник, что невольно улыбаешься и думаешь: неужели автор воображает, что он сочинил, «создал», как любят выр аж а т ь ­ ся нынешние мнимые художники. Все это переведено из Тол­ стого, разумеется, переведено слабо, бледно «своими слова­ ми» на манер того, как школьник мямлит своими словами урок, прочитанный в книге». Буренин недоволен тем, что «ни малейшего общего поучения из повести Мамина-Сибиряка вы­ вести нельзя», что повесть эта «не более как только скорбный •анекдот, частный эпи зод»20. В действительности все было иначе: не столько повесть «Смерть Ивана Ильича», сколько особенности «эпохи безвре­ менья» 80-х годов вызвали навванные выше произведения о смысле жизни. Что касается рассказа «Суд идет» и фельетона о нем Буренина, то Мамин-Сибиряк в письме к матери от 8 февраля 1899 г. дает исчерпывающие разъяснения: «...я не мог заимствовать у Толстого ничего уже по одному тому, что совсем не читаю его последних произведений, в том числе не читал ни «Смерти Ивана Ильича», ни «Крейцеровой сон а ­ ты» 2I. Таким образом, поразительное сходство идейного содержа­ ния толстовской повести и маминского рассказа объясняется 133

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=