ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
ственное спасение человека в ручном труде и религии — нуж но «найти бога», успокоить свою совесть и т. д. Я, признаться, не понимаю этого мракобесия, именно не понимаю того, что неужели истинная наука, истинное искусст во, прогресс и цивилизация мешают работать руками и мо литься. Если люди злоупотребляют своим разумом, то вино ват тут не этот бедный разум, а наше неуменье воспользо ваться этим даром божьим. Очень грустное и безнадежное направление, хотя я отнюдь не враг ни ручной работы, ни ре лигии, а напротив защитник» (8, 641—642) 8. И, наконец, третий пункт разногласий Мамина-Сибиряка и Л. Толстого заключается во взглядах на облик писателя. Как- известно, после идейного перелома в мировоззрении Толстой заклеймил свое Творчество, отверг свои лучшие романы, в частности «Войну и мир», эту, как он говорил теперь, «много словную чепуху». Со свойственной его гению прямотой Тол стой решил, что раз искусство, как бы прекрасно оно ни было, остается в нищей и безграмотной России делом образованной верхушки и не доходит до широких народных масс, то оно не может быть полезным, им не стоит и заниматься, оно должно быть отвергнуто. В утверждении недоступности народу классической лите ратуры Толстой не был одинок. Об этрм писали и революци онные демократы: Добролюбов—в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы», Щедрин — в не крологе, посвященном Тургеневу. Однако, в противополож ность Толстому, революционные демократы не думали, что классические произведения чужды народу. Отсюда два противоположных решения проблемы: Толстой считает, что необходимо приспособить литературу и искусство к уйственному уровню крестьянина, не испорченного цивили зацией; революционные ж е ,д емок р а ты утверждают: чтобы культура стала доступной народу, нужна социальная револю ция. Употребляя образное выражение Чехова (письмо к В. И. Немировичу-Данченко от 2 ноября 1903 г.), «Толстой стремит ся опустить Гоголя до народа», тогда как революционные д е мократы говорили о необходимости «поднять народ к Го голю» 9. Отвергая классическую литературу, Толстой не пощадил в своей критике и художников слова: «Писатели..,— сказано в «Исповеди»,— люди безнравственные и, в большинстве, лю ди плохие, ничтожные по характерам, ...но самоуверенные и довольные собой...» (23, 6) 10. Толстой считает, что писателям 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=