ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
нала «Мир божий» (письмо Мамина к матери 8 октября 1893 г.) 3. Другой положительный отзыв Л. Толстого о Мамине-Сиби- ряке зафиксирован М. Горьким в письме к Чехову от октября 1900 г.: «...когда он, Лев Николаевич, начал говорить о М а мин е— это было чорт знает как хорошо, ярко, верно, силь но!»4. Здесь, правда, не приведен отзыв Толстого, но вряд ли Горький, на всем протяжении своего творческого пути высоко ценивший творчество Мамина-Сибиряка, так безоговорочно стал бы восхищаться отрицательным отзывом. Мамин-Сибиряк тоже оставил о Льве Толстом диаметраль но противоположные отзывы: он полемизировал и восхищался одновременно. Как и многие прогрессивные деятели конца XIX — начала XX века МаМин-Сибиряк не мог принять тол стовскую теорию непротивления злу насилием. Отвергая эту теорию, Мамин-Сибиряк в своих формулировках в известной степени перекликается с В. И. Лениным. Так, В. И. Ленин пи сал об «юродивой проповеди непротивления злу насилием» 5, о Толстом как о «помещике, юродствующем во Христе» 6. М а мин же в письме к матери от 25 января 1910 г. отмечает, имея в виду теорию непротивления злу, что он не может согласить ся с «о Христе барствующим Л. Н. Толстым». Ту же формули ровку мы находим в письме Мамина-Сибиряка к матери от 28 марта 1904 г., где сказано: «В Царском живет писательни ца Микулич. Она перед пасхой ездила в Воронеж к родным, встретилась там с толстовцами, и они ей рассказали про... во Христе барствующего Льва Николаевича, что он, конечно, против русско-японокой войны, но интересно то, что он считает злом и грехом д аж е помочь раненым, как помощь и покрови тельство злому делу — войне. И сестры милосердия провини лись, и врачи, и санитары»7. Так отозвался Мамин-Сибирщс о статье Толстого «Одумайтесь!», содержание которой стало из вестно ему из вторых рук. Отрицательно относился Мамин и к критике Толстым ци вилизации и прогресса. Писатель не видел в этой критике, н а правленной против буржуазного общественного строя и бур жуазных порядков, прогрессивных элементов. Выслушав на вечере у Златовратского речь одного из тол стовцев, Мамин-Сибиряк так передает свои впечатления в письме к матери от 23 февраля 1886 г.: «Он проповедовал ча сов пять, и все содержание проповеди сводилось к тому, что не нужно ни науки, ни искусства, ни прогресса, ни цивилиза ции, ибо все это, взятое вместе и порознь, ведет ко злу. Един 9 Заказ 8917 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=