ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

нала «Мир божий» (письмо Мамина к матери 8 октября 1893 г.) 3. Другой положительный отзыв Л. Толстого о Мамине-Сиби- ряке зафиксирован М. Горьким в письме к Чехову от октября 1900 г.: «...когда он, Лев Николаевич, начал говорить о М а ­ мин е— это было чорт знает как хорошо, ярко, верно, силь­ но!»4. Здесь, правда, не приведен отзыв Толстого, но вряд ли Горький, на всем протяжении своего творческого пути высоко ценивший творчество Мамина-Сибиряка, так безоговорочно стал бы восхищаться отрицательным отзывом. Мамин-Сибиряк тоже оставил о Льве Толстом диаметраль ­ но противоположные отзывы: он полемизировал и восхищался одновременно. Как и многие прогрессивные деятели конца XIX — начала XX века МаМин-Сибиряк не мог принять тол ­ стовскую теорию непротивления злу насилием. Отвергая эту теорию, Мамин-Сибиряк в своих формулировках в известной степени перекликается с В. И. Лениным. Так, В. И. Ленин пи­ сал об «юродивой проповеди непротивления злу насилием» 5, о Толстом как о «помещике, юродствующем во Христе» 6. М а ­ мин же в письме к матери от 25 января 1910 г. отмечает, имея в виду теорию непротивления злу, что он не может согласить­ ся с «о Христе барствующим Л. Н. Толстым». Ту же формули­ ровку мы находим в письме Мамина-Сибиряка к матери от 28 марта 1904 г., где сказано: «В Царском живет писательни­ ца Микулич. Она перед пасхой ездила в Воронеж к родным, встретилась там с толстовцами, и они ей рассказали про... во Христе барствующего Льва Николаевича, что он, конечно, против русско-японокой войны, но интересно то, что он считает злом и грехом д аж е помочь раненым, как помощь и покрови­ тельство злому делу — войне. И сестры милосердия провини­ лись, и врачи, и санитары»7. Так отозвался Мамин-Сибирщс о статье Толстого «Одумайтесь!», содержание которой стало из­ вестно ему из вторых рук. Отрицательно относился Мамин и к критике Толстым ци­ вилизации и прогресса. Писатель не видел в этой критике, н а ­ правленной против буржуазного общественного строя и бур ­ жуазных порядков, прогрессивных элементов. Выслушав на вечере у Златовратского речь одного из тол ­ стовцев, Мамин-Сибиряк так передает свои впечатления в письме к матери от 23 февраля 1886 г.: «Он проповедовал ча­ сов пять, и все содержание проповеди сводилось к тому, что не нужно ни науки, ни искусства, ни прогресса, ни цивилиза­ ции, ибо все это, взятое вместе и порознь, ведет ко злу. Един­ 9 Заказ 8917 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=