ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Вл. А. КОВАЛЕВ (Москва) ЛЕВ ТОЛСТОЙ И МАМИН-СИБИРЯК Осмысление чужого творчества, чужого мастерства и вме­ сте с тем творческая полемика писателей приводят к новым художественным завоеваниям. «Лучше всего,— пишет Станиславский,— когда в искусстве живут, чего-то добиваются, что-то отстаивают, за что-то бо­ рются, спорят, побеждают или, напротив, остаются побежден­ ными. Борьба приносит победы и завоевания. Хуже всего, ко­ гда в искусстве все спокойно, все налажено, определено, у з а ­ конено, не требует споров, борьбы, поражения, а следователь­ но, и побед» '. Именно такой была история отношений Льва Толстого и Мамина-Сибиряка: глубоко ув аж а я и творчески обогащая друг друга, они вместе с тем полемизировали друг с другом. Так было у Льва Толстого по отношению к Мамину-Сиби- ряку. Так было у Мамина-Сибиряка в отношении Льва Тол­ стого. Один из отзывов Льва Толстого о Сибиряке в разговоре с Г. А. Русановым прямо-таки убийствен: «...всех хуже для меня Мамин -Сибиряк»2. Менее категоричен, но все же с отри­ цательным оттенком отзыв Льва Толстого о Мамине-Сибиря- ке, содержащийся в неопубликованной части «Яснополянских записок» Д. П. Маковицкого: в этом отзыве Толстой признает значительным содержание произведений Мамина, но язык их находит не понятным для народа. Однако Толстой не всегда отзывался о Мамине-Сибиряке отрицательно: от его рассказа «Башка» он был «в восторге», как передавала Мамину А. А. Давыдова, издательница ж у р ­ 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=