ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

лиризм роднит произведения Пришвина с рассказами Л. Н. Толстого для детей. Преклоняясь перед искренностью чувств в произведениях своего учителя, он писал: «У него (Толстого.— И. К ) есть то самое, к чему я стремлюсь в наше время в литературе: противопоставить подлинность своей ду ­ ши, своего личного опыта дешевой литературе заданной т е ­ мы» (6, 764). Отсюда то неизгладимое впечатление, которое производят рассказы Пришвина на читателя («Турлукан», «Вася Веселкин» и др.). Писатель в природе находит отклик своим чувствам. Это та родственная связь, которую он усм ат ­ ривал в зообеллетристических р асска зах Л. Н. Толстого. Для Пришвина все, что он описывает, становится «образом друга», и писатель стремится передать детям свое чувство родства с природой («Друг человека»). Знаменателен в этом отношении разговор М. Пришвина с детьми: «Что это значит образ друга?». «Лучше всего,— ответил я,— зяблик поет, когда ранней весной в лесу разбегаются ручейки и звучат в разных сторо­ нах по-разному. Песенка зяблика рассыпается тоже, как ручьи разбегаются. О самом хорошем думаешь в это время, а что же лучше друга на свете? Потом после когда-нибудь уви­ дишь зяблика летом — и вспомнишь, как было весной,— и опять друга вспомнишь, и оттого зяблик становится образом друга» (4, 623). Так, раскрывая чувство родства с природой, животным миром, М. Пришвин утверждает доброе, гуманное начало в жизни людей. * * * Значение творчества Пришвина для детей трудно переоце­ нить. Его произведения глубоко поучительны, они духовно обогащают юного читателя. С. Я. Маршак писал: «Тот, кто прошел сквозь зеленый мир М. Пришвина, по-новому ощутит приход весны, иными, более зоркими глазами увидит жизнь родного леса, рост каждого деревца, вырвавшегося из-под густо подавляющей его тени, глубже поймет связь земли и че­ ловека» 17. В произведениях для детей Пришвин выступает искренним другом советских детей, который не уводит их в сторону от большой дороги жизни, а помогает им воспитать качества, не­ обходимые человеку коммунистического общества. Мастерством изображения жизни людей, животного и рас ­ тительного мира М. Пришвин во многом обязан своему гени­ 126

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=