ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее. Собака легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул» (21, 165). В характере изображения животных М. Пришвин также близок к Л. Н. Толстому. В повести «Неодетая весна» он пи шет: «Вот и мне хочется так изучать природу: среди всех зайцев, всех дятлов, землероек находить своего зайца, своего дятла, свою землеройку. Этим путем родственного внимания Л. Толстой начинал создавать — и как удачно! — свою зооло гию, свою ботанику для детей... Если так изучать всех, то по лучится совсем необыкновенная зоология, продолжающая дело, начатое Львом Толстым» (3, 319, 320). Рассказы М. Пришвина «Еж», «Луговка», «Ярик», «Де душкин валенок» и др. воплощают его стремление создать свою «необыкновенную зоологию». Как и у Л. Н. Толстого («Булька», «Мильтон и Булька» и др .), в рассказах Пришви на показаны запоминающиеся образы животных, которых ав тор любит. Чувство любви к животным он* внушает и читате лям. Писатель понимает своих четвероногих друзей. Они у не го по-своему думают, воспринимают окружающее. Так описы вается охота на тетеревов в рассказе «Ярик»: «С сожалением хотел было я его (Ярика.— И. К ) отозвать, но вдруг он виль нул хвостом, взглянул на меня, я понял, он говорил: «Они тут ночевали, а кормились на поляне с красными цветами».— Как же быть? — спросил я. Он понюхал цветы: следов не бы ло. И все стало понятно: дождик смыл все следы, а те, по ко торым мы шли, сохранились, потому что были под деревья ми» 16. Вспомним изображение охотничьих собак в рассказе Тол стого «Булька и волк»: «Мильтон бросился за мной,— верно, думал, что я на охоту иду с ружьем,— а Булька поднял свои короткие уши и метался из стороны в сторону, как будто спра шивал, в кого ему велят вцепиться» (21, 239). Так же, как и Л. Н. Толстой, М. Пришвин подмечает в по вадках животных то, схожее с человеком, его чувством, что делает природу, животный и растительный мир живым, близ ким и понятным читателю. Нередко писатель изображает повадки животных с теплым юмором, на который так легко откликаются дети («Соляная кислота», «Белый ожерелок», «Курица на столбах», «Пиковая дама» и др.). Эмоциональная сила изображения животных, 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=