ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее. Собака легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул» (21, 165). В характере изображения животных М. Пришвин также близок к Л. Н. Толстому. В повести «Неодетая весна» он пи­ шет: «Вот и мне хочется так изучать природу: среди всех зайцев, всех дятлов, землероек находить своего зайца, своего дятла, свою землеройку. Этим путем родственного внимания Л. Толстой начинал создавать — и как удачно! — свою зооло­ гию, свою ботанику для детей... Если так изучать всех, то по­ лучится совсем необыкновенная зоология, продолжающая дело, начатое Львом Толстым» (3, 319, 320). Рассказы М. Пришвина «Еж», «Луговка», «Ярик», «Де­ душкин валенок» и др. воплощают его стремление создать свою «необыкновенную зоологию». Как и у Л. Н. Толстого («Булька», «Мильтон и Булька» и др .), в рассказах Пришви­ на показаны запоминающиеся образы животных, которых ав ­ тор любит. Чувство любви к животным он* внушает и читате­ лям. Писатель понимает своих четвероногих друзей. Они у не­ го по-своему думают, воспринимают окружающее. Так описы­ вается охота на тетеревов в рассказе «Ярик»: «С сожалением хотел было я его (Ярика.— И. К ) отозвать, но вдруг он виль­ нул хвостом, взглянул на меня, я понял, он говорил: «Они тут ночевали, а кормились на поляне с красными цветами».— Как же быть? — спросил я. Он понюхал цветы: следов не бы­ ло. И все стало понятно: дождик смыл все следы, а те, по ко­ торым мы шли, сохранились, потому что были под деревья­ ми» 16. Вспомним изображение охотничьих собак в рассказе Тол­ стого «Булька и волк»: «Мильтон бросился за мной,— верно, думал, что я на охоту иду с ружьем,— а Булька поднял свои короткие уши и метался из стороны в сторону, как будто спра­ шивал, в кого ему велят вцепиться» (21, 239). Так же, как и Л. Н. Толстой, М. Пришвин подмечает в по­ вадках животных то, схожее с человеком, его чувством, что делает природу, животный и растительный мир живым, близ­ ким и понятным читателю. Нередко писатель изображает повадки животных с теплым юмором, на который так легко откликаются дети («Соляная кислота», «Белый ожерелок», «Курица на столбах», «Пиковая дама» и др.). Эмоциональная сила изображения животных, 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=