ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Разговор с юным читателем требовал высокого художест­ венного мастерства, проникновения в детскую психологию, и Пришвин отлично понимал это. Отсюда метафоричная ж и ­ вость, точность в изображении поведения взрослых, детей, животных, птиц в его произведениях. Мы не сравниваем М. Пришвина с Л. Н. Толстым: «с ним никто не может срав ­ ниться», но, как верно отмечает В. Шкловский, его опыт — это тот «прилив, который переносит корабль писателя через все трудности овладения новой темой» |3. Стремясь к образной простоте, сжатости изложения, При ­ швин прибегает к пословицам и поговоркам: «Сыр-бор заго ­ релся» («Кладовая солнца»), «Нашла коса на камень», «Виз­ гу много, шерсти мало» («Лимон») и т. д. Оглядываясь на Л. И. Толстого, он писал: «Я чувствую в себе, я знаю это упро­ щение, подобное тому, что делал Л. Толстой» (5, 523). Фольклор, охота обусловили специфику языка, интонаци­ онное богатство произведений М. Пришвина. Здесь и диалог, и фольклорная инверсия, и народные выражения, и охотничьи термины, и новые словообразования. К. Паустовский правиль­ но считал прозу М. Пришвина «разнотравьем» русского я зы ­ ка, а С. Я- Маршак, восхищаясь слогом писателя, отмечал: «Язык в книгах М. Пришвина так же причудлив, богат и оду­ хотворен, как и открытая им природа» 14. Изумительного мастерства достигает Пришвин в изобра­ жении животных. Как указывает Г. Ершов, «нет в охотничь­ ей, да и в художественной литературе второго такого описа­ ния собаки, идущей гоном по заячьему следу, как это сделано М. Пришвиным» 15. И в этом надо отдать должное советскому писателю. В своих произведениях он выступает как опытный художник слова, знающий натуралист-охотник. Умело р а с ­ крывая инстинкты зверей, знаток природы как бы приоткры­ вает завесу с жизни мира животных, интересного и разнооб ­ разного. Он не описывает, а показывает животных в действии. Это делает их особенно зримыми и запоминающимися. Так изображаются повадки собаки Травки в повести «Кладовая солнца»: «Травка зам ах ал а хвостом, стала снижаться на но­ гах, все ниже, ниже и, когда подползла гак к коленям стари­ ка, легла на спину и повернула вверх светлый живот с ше­ стью парами черных сосков. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ее, она как вдруг вскочит и лапами на плечи — и чмок и чмок его: и в нос, и в щеки, и в самые гу­ бы» (5, 21). Вспомним рассказ Толстого «Лев и собачка»: «Собачка 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=