ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

друг человека. Она оказывает помощь, если овладеешь ею, будешь бережно относиться к ее дарам , раскрывать ее богат­ ства и ставить на службу людям. Но она может стать и в р а ­ гом тому, кто не знает ее тайн, не может объяснить их. Блудо- во болото— «место погибельное» для горячей и неопытной головы, но оно в то же время — источник блага человека, ис­ точник огромной энергии солнца, дает пищу, топливо. В повести М. Пришвин прославляет лучшие черты совет­ ских детей — коллективизм, трудолюбие, находчивость, му­ жество. Писатель сообщает детям много полезных сведений о бондарном ремесле, целебных свойствах клюквы, о пользе л е ­ са, рассказывает о повадках различных животных и птиц, об облавах на волков. Познавательное, воспитательное и поэти­ ческое в повести неотделимы. В дневнике от 1952 г. М. Пришвин указывает: «У меня описывается мальчик в болоте, и я пользуюсь интересом к судьбе мальчика, чтоб дать понятие о болоте. Так можно, мне думается, открыть в поэзии дверь для знания и соединить од ­ но с другим в понимании» (6, 566). В стремлении облечь полезные или научные сведения в поэ­ тическую форму писатель также следует за Л. Н. Толстым, ко­ торый в статье «Об общественной деятельности на поприще народного образования» отмечал: «Ежели уже вы хотите пе­ редать их (научные сведения.— И. К.), то учитесь передавать их у жизни, передавайте их в форме искусства» (8, 283)- Основная реалистическая линия повествования повести «Кладовая солнца» — приключение с Настенькой и Митра- шей во время похода на лесное болото за клюквой — обога­ щается калейдоскопом картин из жизни родной природы, ж и ­ вотного и пернатого мира. Фольклорное олицетворение расте­ ний, животных и птиц помогает писателю образнее раскрыть внутренний мир своих маленьких героев, показать подстере­ гающую их опасность. «Деревья так жалобно стонали, что из полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожки Анти- пыча вылезла его гончая собака Травка и точно так же, в тон деревьям жалобно завыла... Среди звуков стона, рычания, ворчания все в это утро у деревьев иногда выходило так, буд­ то где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ре­ бенок» (5, 20). Деревья, растения, птицы, животные— единственные сви­ детели злоключений Митраши и Насти, и Пришвин олицетво­ ряет их. «Очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырь­ 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=