ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

к устному народному творчеству. Оно служит для него ис­ точником сюжетов, художественных приемов создания дет­ ского рассказа п . Писатель, по его собственному признанию, всю жизнь учился писать у крылатой свободной сказки. Представление о фольклоре связывалось у него не с застывшими формами, а с беспрестанно изменяющимся творчеством масс. Фольклором для М. Пришвина была живая беседа рабочих, охотников, крестьян между собой. Участие в ней помогало ему совершен­ ствовать свое мастерство. «...Интересно слово не то, которое в книгах,— отмечал он,— а то, которое услышал сам из уст н а ­ рода»' (4, 525). Подобно Л. Н. Толстому, М. Пришвин пронес охоту за фольклорным словом — «волшебным колобком» — через всю жизнь. «И много лет нужно было,— отмечал писа­ тель,— странствовать по лесам, ночевать у костров и подчас кормиться только удачливой охотой на птицу или зверя, что­ бы пришло, наконец, то время, в какое живете вы и в какое я свободно печатаю вам свои сказки» (4, 526). Искусство, по мнению М. Пришвина,— это своего рода сказка, так как содержит в себе вымысел, который возникает в воображении писателя в образе крылатого существа. В р а с ­ сказе «Друг человека» М. Пришвин отмечает: «...и каждый раз мне представляется, что не просто родное устное слово выручает меня, а прилетает крылатое существо с гибкой шей­ кой, со сверкающими глазками, с острым носиком, как у си­ нички, и что это я сам такой, каким был маленьким» (4, 619). М. Пришвин настойчиво называл свои рассказы сказками. «Сказка» — подзаголовок многих его произведений. Писатель вводит в них народные песни, плачи, легенды, прибегает к фольклорной фантастике, к сказочным приемам изображения. Это не снижает реалистичности изображения и делает его рас ­ сказы увлекательными для детей. Традиционная народная сказка наполняется М. Пришвиным новым реальным содер­ жанием («За волшебным колобком»), сказочная фантастика у него служит средством поэтизации основной идеи. И в этом он идет за Л. Н. Толстым («Лозина»), Следует отметить, что здесь не формальное подражание гениальному писателю, а органическое родство художественного метода, основанного на реализме, народности, гуманизме. В сказочную форму писатель облекает, например, содер­ жание повести «Кладовая солнца». Это современная сказка- быль о жизни советских детей в послевоенное время. Основная мысль, которую автор проводит через всю быль,— природа — 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=