ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

выводы, в особенности в отношении брака, науки, Шекс­ пира» 8. Писатель утверждает взаимовлияние природы и человека. Человек — хозяин природы, и в этом его превосходство над нею, в этом залог красоты переустройства мира. В своих про­ изведениях М. Пришвин показывает активную борьбу чело­ века за преобразование природы («Заполярный мед»). Обосновывая новаторскую сущность творчества М. Приш­ вина, Л. М. Горький писал: «Ваши слова о тайнах земли» зву­ чат для меня словами будущего человека, полновластного владыки и мужа земли, творца чудес и радостей ее. Вот это и есть то совершенно оригинальное, что я нахожу у вас и что мне кажется и новым и бесконечно важным» 9. Тема поэзии труда и творчества лежит в основе многих произведений М. Пришвина («Кладовая солнца», «Соловей»). Писатель считает, что в наших современных условиях «трудо­ вой процесс, если он свободен, кончается творчеством» (5, 558). Этим обусловлен оптимистический пафос утверждения красоты жизни в произведениях писателя. И взрослые, и дети в рассказах М. Пришвина — рачитель­ ные хозяева природы («Лесной хозяин»). Писатель стремится развить у юного читателя чувство хозяйственности на пользу общества. К этому же он призывает и взрослых: «Они-то (вос­ питатели.— И. К .),— пишет М. Пришвин,— и должны здоро­ вое, естественное чувство хозяйственного самосознания детей сделать полезным дли общества и приучить самих детей счи­ тать себя посланниками общественного человека, действи­ тельно имеющего благотворное право распоряжаться дарами природы» (4, 594). У М. Пришвина нет резкой грани между книгами для де­ тей й книгами для взрослых. Он говорил: «Я всегда, всю жизнь свою работал над одной и той же темой (природы — И, К. ), в которой и детская и общая литература сливаются в единое целое» 10. Многие произведения М. Пришвина («Календарь приро­ ды», «Лесная капель», «Заполярный мед»), не предназначен­ ные для детей, входят в круг их чтения. Язык же и содержа ­ ние произведений, написанных для детей, М. Пришвин стре­ мится сделать проще и доступнее (сравните «Фацелию» и «Кладовую солнца»), «Нигде так не нужна простота языка,— писал он,— как в рассказе для ребенка младшего возраста» п . В поисках простой и в то же время совершенной формы изложения М. М. Пришвин, как и Л. Н. Толстой, обращается 120

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=