ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
она особенно гармонирует со счастливой жизнью людей со циалистического общества. Радость жизни природы и людей у писателя неотделимы. Так, картиной весенней природы М. Пришвин усиливает изображение безоблачного счастья со ветских детей: «Возле полузамерзших луж от растаявшей звездной пороши всюду слышался детский и восторженный крик, детская радость наполняла весь воздух. Так дети в Мос кве начинают весну, как в деревне начинают ее воробьи, по том грачи, жаворонки, в лесах тетерева, на реках утки и ку лики на болотах» (4, 449), Романтика необычайного, как сама жизнь, увлекает де тей; и, отвечая их требованиям, М. Пришвин в сказочной фор ме раскрывает перед детьми мощь России. В образе фантасти ческой страны Дриандии писатель показывает своим юным друзьям духовную красоту советских людей, готовых встать на защиту родной страны. «Я им расска зывал ,— пишет М. Пришвин,— то самое, что бывает в Москве весной света, как сейчас, и никто из них не догадывался, что моя волшебная Дриандия находится тут же в Москве и что так скоро за эту Дриандию мы все пойдем на войну» (4, 451). Так красота богини Дриандии (души дере ва, леса) помогает Пришвину не только раскрыть величие своей необыкновенной страны, но и воспитывать ее будущих защитников7. В общении с природой в произведениях М. Пришвина рас крывается внутренний мир героев. Отношение к природе, ж и вотному и растительному миру для Пришвина — критерий оценки достоинств или недостатков человека. Чутким, смелым и в то же время правдивым и скромным предстает перед чи тателем Вася Веселкин, спасший от гибели собаку охотника. «Это и был Вася Веселкин,— говорит о нем писатель,— стыд ливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды» (4, 587). Природа у М. Пришвина, как и у Л. Н. Толстого, служит неиссякаемым источником для оздоровления человека. В ней писатель черпает примеры для воспитания у юного читателя смелости, силы воли, чувства коллективизма. Однако в вопросе взаимоотношения природы и человека Пришвин идет дальше своего гениального учителя, недооце нивающего созидательную и организующую роль человече ского разума. Пассивное созерцание природы, как и непротив ленство, были ему чужды. Он говорил: «Вообще я учился у Толстого правде, хотя, конечно, и бесился на его сектантские
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=