ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ях использует толстовские идеи любви, братства, самоусовер­ шенствования. Однако богатство человеческих чувств, в отли­ чие от Л. Н. Толстого, М. Пришвин ставит не на борьбу с со­ циальным строем, а на службу ему. Общественное устройство мыслится им как совмещение личной и общей жизни. По мне­ нию М. Пришвина, наша действительность сама диктует, «как любить всех, чтоб сохранить внимание к каждому» (6, 599). Герои его рассказов (как взрослые, так и дети) честны и смелы, трудолюбивы и хозяйственны, дорожат своей родиной и любят ее. Писатель преклоняется перед моральными качест­ вами советских людей и утверждает их как норму человече­ ского поведения. В каждом из рассказов чувствуется автор­ ское отношение к изображаемому, легко угадывается лириче­ ский подтекст. «И эпос,— отмечал М. Пришвин,— есть не что иное, как скрытая лирика» (5, 437). Писатель разделяет со своими героями любовь к своему краю, восхищается его неповторимой красотой. Лирическим аккордом, например, к высказываниям персонажей в р асска­ зе «Мооква-река» звучат слова М. Пришвина: «...на свете сейчас в эту чудесную пору русской весны для нас всех дейст­ вительно ничего не было краше нашего Дунина!» (4, 593). И в каждом из рассказов М. Пришвина ощутимо встает перед читателем облик матери-родины, обновленной и прекрасной. Любовь величайшего художника слова Л. Н. Толстого к родине, народу омрачалась существовавшими социальными противоречиями. В письме к Боткину (1857 г.) Л. Толстой так характеризует чувства и стремления, переполнявшие его про­ изведения: «Мне только одного хочется, когда я пишу, чтоб другой че­ ловек, и близкий мне по сердцу человек порадовался бы то ­ му, чему я радуюсь, позлился бы тому, что меня злит, или пла ­ кал бы теми же слезами, которыми я плачу» (60, 214). Чувство любви М. Пришвина к обновленной и прекрасной родине, народу радостно и светло. Писатель уходит в живот­ ный и растительный мир не только с целью оздоровления жизни, как Л. Н. Толстой, но и для того, чтобы ярче осветить красоту своей Родины, новых человеческих отношений. Родина для М. Пришвина — «весна света». Счастьем и р а ­ достью наполнены изображаемые М. Пришвиным картины природы, животного и растительного мира, настроение писа­ теля и его героев. И не случайно М. Пришвин чаще и зобр аж а ­ ет в своих произведениях весеннюю и летнюю природу («Фа­ целия», «Лесная капель», «Золотой луг», «Весна света» и д р . ) : 118

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=