ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

людей. «Дело художника,— писал он, — это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра» (5, 529). Требования Л. Н. Толстого к писателю, его взгляды на ис­ кусство явились для М. Пришвина исходным моментом в оп­ ределении принципов связи литературы и писателя с жизнью. Источником творческого вдохновения для Л. Н. Толстого была действительность. «...Знать жизнь своего народа, быть в контакте с эпохой» (47, 193) 6— основное требование Л. Тол ­ стого к писателю. Неудовлетворенность Л. Н. Толстого совре­ менной ему жизнью порождала, с одной стороны, ее обличе­ ние, с другой — утверждение новой христианской религии, самоусовершенствования как выхода из социальных противо­ речий («Бог правду видит, да не скоро скажет», «Царь и ру ­ башка»). Действительность питает и творчество М. Пришвина. В его произведениях находит свое отражение тяжелое положение народа в дореволюционной России («Черный араб», «За вол­ шебным колобком»). Однако послереволюционные события, стремительное развитие советской действительности резко ме­ няют характер произведений писателя. М. Пришвин присталь­ но наблюдает происшедшие изменения в нашей стране, стре­ мясь правдиво отразить их. Он старается проникнуться рит­ мом нового времени. «Пойдите,— отмечает писатель,— найди­ те теперь новый ритм, определенный движением комбайнов и тракторов: тот же самый солнечный луч попадает через транс­ форматор нового времени. Надо уловить его движение и сде­ лать жизнь, как делает зеленое вещество растений с тем же самым лучом» (2, 570—571). Определяя свой настоящий путь писателя-патриота, М. Пришвин в новых условиях осмысляет эстетические и идейные воззрения -Л. Н. Толстого. Солнечными лучами в полной мере для М. Пришвина явились и воспринятые им от Л. Н. Толстого идеалы, которые в советской действительности заиграли новым светом. Рассказы М. Пришвина для детей — это рассказы о при­ роде и о людях. В его произведения входит человек нового со­ циалистического общества, человек— хозяин, творец, созида­ тель. Его большую, светлую душу раскрывает писатель. «П так я нашел себе любимое дело,— пишет М. Пришвин,— ис­ кать и открывать в природе прекрасные стороны души чело­ веческой» (5, 468). Считая, что «развитие культуры, личных отношений не мо­ жет остановиться», М. Пришвин в новых исторических услови­ 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=