ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Исследование взаимосвязи традиций и новаторства может быть плодотворным в том случае, если, с одной стороны, имеются прямые заявления писателя о влиянии на него опре­ деленного предшественника в литературе, с другой — если в произведениях сравниваемых писателей имеются идейно-те­ матические, композиционные и стилистические совпадения. У М. М. Пришвина мы обнаруживаем и то, и другое. Как правило, в жизни почти каждого писателя имеется определенный художественный наставник. У М. М. Пришвина таким наставником был Л. Н. Толстой. Творчество гениаль­ ного писателя явилось для него школой, в которой он, как и другие советские писатели, черпал познание искусства и вдохновение «к своим новым трудам о новом человеке»3. М. Пришвин не был лично знаком с гениальным художни­ ком слова, хотя с Л. Н. Толстым его сближало время и место­ жи тельство4. Величие славы Л. Н. Толстого пугало М. Приш ­ вина. «Не понимаю,— признавался он,— как это к нему езди­ ли! Я жил недалеко от него и не мог решиться. Я приехал только уже после, на могилу. Ах, вот почему я так боюсь приближаться к великому: боюсь собой обеспокоить его. А на могиле я ему не мешал, напротив! Я чувствовал себя д аже не лишним, и слез своих не сдерживал, не таил, не стирал...» (5, 493) 5. Мысленное общение М. Пришвина с Л. Н. Толстым было длительным и разносторонним. Ряд общефилософских рас- суждений Л. Н. Толстого о смысле жизни, проблемах искусст­ ва, Творческие принципы находили свое отражение в дневни­ ковых записях М. Пришвина, становились темами его р а з ­ мышлений и сочинений. Многое в эстетической позиции Л. Н. Толстого было близ­ ко и дорого М. Пришвину. В дневниковых записях писатель солидаризируется со своим гениальным учителем в решении ряда вопросов о смысле жизни и искусства, вступает с ним в спор. К творческому освоению опыта своего художественного наставника М. Пришвин подходит с позиций нового времени. Отсюда его приятие или опровержение отдельных проблем, волновавших Л. Н. Толстого. Основное, что роднит М. Пришвина с Л. Н. Толстым и оп­ ределяет характер и направление его творчества в целом,— это взгляд на назначение искусства. Подобно Л. Толстому, от­ стаивавшему нравственное содержание искусства, М. Приш­ вин целью творчества считал утверждение красоты в жизни 116

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=