ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

И. А. КАШТАНОВА (Тула) ТРАДИЦИИ Л. Н. ТОЛСТОГО КАК ПИСАТЕЛЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М. М. ПРИШВИНА Вопрос о традициях Л. Н. Толстого в советской литературе все больше и больше привлекает внимание исследователей. Это не случайно. Л. Н. Толстому как гениальному художнику слова принадлежала ведущая роль в формировании принци­ пов реалистической литературы, освоенных и развиваемых советскими писателями. Правдивое изображение жизни, глубина и проникновен­ ность анализа душевных движений, народность и простота языка — вот основные черты толстовского реализма, которые оказывали и оказывают влияние на развитие творческого ме­ тода современных писателей. В плане исследования толстов­ ской традиции в советской литературе пророчески звучат слова В. И. Ленина о том, что в наследстве гениального писа­ теля «есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством р а ­ ботает российский пролетариат» *. Однако изучение Толстого в этом аспекте пока что мало распространяется на советскую детскую литературу. Это положение в полной мере относится и к изучению наследия М. Пришвина. В работах о нем наблюдаются попытки просле­ дить традиции Л. Толстого,2 причем исследователи не прини­ мают во внимание произведений Л. Толстого для народа и детей. Цель же настоящей статьи — раскрыть влияние идей­ ной и эстетической позиции Л. Н. Толстого на творчество М. М. Пришвина для детей. 8* 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=