ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

чем двухметрового, роста, длинноногий и длиннорукий, с весь­ ма объемистой грудной клеткой, с крупным волевым подбо­ родком, римским носом и большими навыкат глазами, к а за в­ шимися то голубыми, то стальными, то оловянными, импера­ тор Николай I перенял от своего отца маниакальную любовь к военному строю, к ярким раззолоченным мундирам, к бе­ лым пышным султанам на сверкающих, начищенных толчен­ ным кирпичом, медных киверах; к сложным экзерцициям на Марсовом иоле; к торжественным, как оперные постановки, смотрам и парадам; к многодневным маневрам, хотя и со­ вершенно бесцельным и очень утомцтельным для солдат, но радовавшим его сердце картинной стройностью бравой пехо­ ты, вымуштрованной кавалерии и уверенной в себе артил­ л е рии— тяжелой, легкой, пешей и конной...» (4, 205). Писатель особое внимание обращает на глаза царя, кото­ рые так хорошо передают неуравновешенность характера самодержца, его бездушие и жестокость, наложившие свою печать на жизнь России того времени. Недаром, завершая портретную характеристику царя, Сергеев-Ценский делает весьма глубокий вывод: «Николай царствовал лет тридцать, а заморозил Россию на шестьдесят» (4, 232). Известно, что излюбленным приемом Льва Толстого в изображении своих героев был прием антитезы. Нет такого персонажа, например, в «Войне и мире», который не имел бы своего антипода. Ценский использует и этот прием. Осо­ бенно в главе «Бал», где читатель впервые знакомится со многими героями, они даются в прямом противопоставлении друг другу. Адмиралам Корнилову и Н ахимову— мозгу и ду ­ ше обороны — противопоставляются и сам Меншиков и окру­ жающие его бездарные генералы Моллер, которого д аже сам Меншиков называл- не иначе, как «Ветреная блондинка», Кирьяков, «всячески стремившийся поддержать о себе мнение как о боевом генерале-рубаке» (4, 13) и др. Однако Сергеев-Ценский идет здесь дальше Толстого, противопоставляя дворянство народу как класс эксплуата­ торов классу эксплуатируемых и открывая тем самым новое в изображении классовых противоречий эпохи. Значительным достижением Л. Н. Толстого в «Войне и мире» является его «двойное» художественное зрение, умение мгновенно менять фокус, быстро переходить от изображения общей картины к ее деталям, от «генерализации» к «мелоч­ ности», как это называл сам Толстой. Великий художник, обладая орлиным зрением, умел 111

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=