ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

кого искусства лепки характеров, создания индивидуальных портретов, начиная от лиц исторических и кончая вымыш­ ленными. Портреты своих героев автор рисует всесторонне. Взять, к примеру, портрет князя Меншикова. Когда впервые мы встречаемся с ним на балу, устроенном по случаю дня ангела наследника престола и самого светлейшего князя Меншико­ ва — Главнокомандующего всеми силами Крыма, то перед нами полный достоинства и понимания своего положения с а ­ новник, напыщенный вельможа, с пренебрежением взираю­ щий на окружающих. «Меншиков поднимался по невысокой, но широкой мра­ морной лестнице, устланной красным ковром и ярко освещеш ной свечами в бронзовых бра, весьма торжественно. Он был более чем высокого роста,— это было в роду у Меншиковых, начиная с основателя рода «безвестного баловня счастья», петровского денщика. Несмотря на свои преклонные годы, именинник держался прямо: седые волосы на вытянутой голове были еще доволь­ но густы; коротко подстрижены были белые усы, черные глаза глядели внимательно не под ноги, на ступеньки и ковер, а вверх, где у дверей толпились дамы и слышалась из зала подготовка оркестра к радостному тушу. Он казался при своем росте сухощавым, если не худым, однако это не была сухощавость стариков его лет, это была его прирожденная стройность, которую он передал и своему сыну» (4, 27—28). Но вот начались военные действия. Меншиков проигры­ вает одно сражение за другим. И от того бравого, напыщен­ ного князя Меншикова, с которым мы встретились в первой главе, почти ничего не осталось. В главе «Побежденный глав ­ нокомандующий» перед нами осунувшийся, жалкий старик, не способный распоряжаться не только судьбами других, но и своей собственной. В портрете Меншикова автором удачно передан не только его моральный и общественно-политический закат, но и закат тех условий жизни, которые породили его как Главнокоман­ дующего и вверили в его руки судьбу Севастополя. Блестящим художественным достижением в эпопее я в ­ ляется сатирически заостренный портрет царя Николая I, в котором, как в'фокусе, нашли свое яркое отражение наибо­ лее типичные черты созданного им полицейско-бюрократиче­ ского режима. «Великолепный фронтовик, огромного, свыше 110

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=