ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

В третьем и четвертом вариантах Степан, попадая в ' острог, сближается там с вором Николаевым, который угова­ ривает его бежать из тюрьмы и заняться грабежом. В оконча­ тельной редакции Толстой отбрасывает мысль о том, что Сте­ пан становится грабителем лишь потому, что его соблазняют рассказами,— этим бы ослаблялась социальная мотивировка причины преступлений Степана. Отброшена мысль о побеге. Степан был слишком твердого, крепкого склада, чтобы его можно было соблазнить рассказами о грабеже. Такие люди если и становились преступниками, то вследствие совершенно особенных, безвыходных обстоятельств. Жизнь дав ала много поводов для злобы и отчаяния. Степан думает: «Господа, купцы, что ни делали, все им сходило с рук, а мужика-бедня- ка за все про все посылали в остроги вшей кормить» (36, 24). В окончательном тексте вводится описание того, как с к л а ­ дывалось в пореформенную эпоху мировоззрение патриар­ хального крестьянина Степана: «Степан никогда не имел у в а ­ жения к начальству, но теперь он вполне убедился, что все начальство, все господа, все, кроме царя, который один жалел народ и был справедлив, все были разбойники, сосущие кровь из народа. Рассказы ссыльных и каторжных... подтверждали такой взгляд» (36, 24). ; Дальше усиливается мотив безвыходности положения Степана. «Бедствия жены еще больше озлобили Степана. Он и в остроге был зол со всеми и раз чуть не зарубил топором кашевара, за что ему был прибавлен год, В этот год он узнал, что жена его померла и что дома его нет больше...» (36, 24). Социальная мотивировка логического развития характера четко ощущается в кратком диалоге Степана с каптенар­ мусом: «— Куда же я пойду теперь? — сказал он, одеваясь, кап ­ тенармусу. — Известно, домой. — Дома нет. Должно, на дорогу идти надо. Людей гра­ бить» (36, 24). Грабеж влечет за собой и убийство. Степан, убивая сытых и богатых, мстил за свою загубленную жизнь, за смерть жены. В своем одиночестве и отверженности он сам установил един­ ственную связь с людьми — ненависть к ним. Вот почему убийства становятся для него привычным делом. Кульмина­ ционным пунктом в духовной эволюции Степана является сцена убийства им Марии Семеновны. Уместно вспомнить, что в критике обращалось внимание в II

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=